Социологи выяснили, как дистанционное обучение и ограничительные меры повлияли на психофизическое и социальное здоровье студентов.
В начале мая сотрудники кафедры прикладной социологии и лаборатории социологических исследований гуманитарного института Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) провели исследование, в ходе которого опросили 940 бакалавров и магистрантов, изучающих гуманитарные и общественные науки.
«Анализ данных показал, что разрушение прежних социальных связей с преподавателями, однокурсниками, друзьями, в первую очередь, привело к ухудшению психического здоровья молодых людей. 38 % отметили значительные изменения, а 41 % — незначительные. 28 % указывают на частое появление раздражения, 24 % — состояние стресса. Внутреннее спокойствие отмечают только 7 %», — поясняет заведующий кафедрой прикладной социологии Анатолий Меренков.
Психическое состояние существенно влияет на физическое здоровье, добавляют социологи. На ухудшение пожаловались 83 % опрошенных, из которых 31 % отметили значительное ухудшение. Чаще стали ощущать слабость в теле 43 %, усилились прежние болезни у 8 %; появились новые (остеохондроз, снижение зрения) у 6 %.
«Это через месяц нахождения на карантине, а сейчас завершается второй. Таковы последствия ситуации, когда молодые люди, обладающие высоким уровнем жизненных сил, оказались в качественно новых обстоятельствах. Можно представить, как вынужденная самоизоляция повлияла на здоровье людей среднего и старшего возраста», — констатирует Анатолий Меренков.
Психофизическое состояние зависит от социального здоровья человека, уверены социологи. Оно определяется наличием постоянных контактов не только с родственниками, но и с друзьями, преподавателями, однокурсниками. Так, 55 % студентов переживают страх случайного заражения коронавирусом, который усиливается трудностями адаптации к новым формам освоения учебного материала. 66 % обратили внимание на то, что увеличилось время для выполнения всех заданий. 69 % указали, что стали получать от преподавателей больше письменных работ.
В результате 35 % считают, что значительно снизилось качество образования, а 34 % отмечают некоторое снижение. Улучшение заметили 9 % студентов.
«В связи с этим следует критически относиться к призывам перехода на дистанционное образование в вузах. Оно ведет не только к невозможности организации эффективного воспитания молодежи, о чем недавно говорил Владимир Путин, но лишает возможности развивать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих специалистов в процессе непосредственного контакта с преподавателями, однокурсниками, когда в споре, дискуссии можно пытаться найти истину», — говорит Анатолий Меренков.
Одним из основных негативных последствий дистанционного обучения, по мнению 52 % опрошенных, является отсутствие личного общения с преподавателем. Эмоции во время совместной учебной деятельности крайне трудно получить при дистанционном обучении. 24 % считают, что доля дистанционных форм занятий не должна превышать 20 %, а каждый пятый опрошенный снижает ее до 10 %. Удовлетворены результатами своей учебы вне привычных форм ее организации 32 %. В целом снижение психофизического и социального здоровья в условиях самоизоляции, полного перехода на новые формы обучения в вузе ведет к тому, что 37 % опрошенных заявили, что жить стало труднее, а 17 % — «терпеть уже невозможно».
Вместе с тем студенты озвучили и преимущества дистанционного образования, которые, тем не менее, не связаны с повышением его качества: 56 % отмечают экономию времени на дорогу в учебное здание, 52 % — свободу выбора времени занятий, 47 % — возможность заниматься в своем темпе. Наличие условий для того, чтобы проявить себя лучше на занятиях, фиксируют только 2 %, чаще и эффективнее общаться с преподавателем могут 1,8 %.
УрФУ — один из ведущих университетов России, участник проекта 5-100, расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных университетских игр 2023 года. Вуз выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».