Найти тему
Where is art?

реализм: мастерство через века

Густав Курбе, «Встреча», 1854 год
Густав Курбе, «Встреча», 1854 год

Почему я в основном пишу про XX век? Это связано с тем, что качественного контента в социальных сетях об искусстве не так много. Сами авторы загнали себя в рамки понятных тем и растяжку не увеличивают. Вторая причина связана с тем, что этот период настолько пестрит поисками нового, что не возможно не перестать поражаться этому времени. Все эти «-измы», часто не понятные зрителю из постсоветских стран. Однако, я не часто говорю о мастерской живописи, поэтому этот текст будет посвящен мастерству художников реалистов.

С реализмом мы все хорошо знакомы, в учебниках по литературе были картины Репина «Бурлаки на Волге» или Шишкина мы помним по картине «Утро в сосновом лесу». Эти художники сыграли большую роль в формировании принципов романтизма в России, и мы до сих пор восторгаемся этими мазками, передачей светотени, огромными размерами и натуралистичностью.

Принципы, заявленные Густавом Курбе в «Манифесте реализма» нашли поддержку во Франции, Италии, России, США. Противопоставление реализма к салонной и академической живописи обозначало изобразить реальность наиболее объективно. Нужно не забывать, что для XIX века такие мысли были революционными. До этого живопись была скована с одной стороны академизмом и мифологическими сюжетами, а с другой государственным заказом. Это обозначало то, что изображение действительности обозначало отсутствие интереса к творцу у заказчиков: кому нужен портрет уставшей «Курсистки», если можно заказать древнегреческий сюжет с нагими женщинами.

В России к реалистам присоединялись художники, которые по той или иной причине не смогли закончить Академию художеств, тем самым заявляя, что общество может быть сильнее системы и проецировать свою миссию независимо от государства в самые отдаленные районы страны. До этого момента противопоставление себя академии обозначало для художника неминуемое забвение и невозможность показывать свои работы зрителям.

Н.А.Ярошенко «Курсиистка», 1883 год.
Н.А.Ярошенко «Курсиистка», 1883 год.

Можно сказать, что реализм подготовил почву для следующей революции импрессионистов, а после последовали авангардисты и прочие направления в искусстве. У художника впервые появилась возможность выражать свои эмоции, быть более социальным, проявлять свою позицию в обществе. Согласитесь, ведь «Похищение Европы» не отзывается в нас так же сильно, как «Курсистка». Вторая картина ближе к жизни, мы могли бы повидать эту девушку на улице (с оговоркой на время). Конечно, направление не лишено некоторой романтизации, но будем считать это художественным ходом, чтобы привлечь наше внимание на те или иные проблемы общества. Конец XIX века стал отправной точкой в становлении независимой фигуры художника и привел нас к разнообразию стилей, техник и видов искусства.