Найти тему
Роман Апрелев

Замес из Линча и Тарковского на Беломорье

Короткометражный фильм “Теорема” удостоился специального упоминания жюри третьего Международного кинофестиваля стран Арктики. Своеобразный аванс автору. Вот только к широкой публике автору Николаю Флотскому дорогу не найти. Просто он демонстриативно не интересуется аудиторией. Так что зритель вправе отплатить той же монетой.

Кадр из "Теоремы"
Кадр из "Теоремы"

Когда Андрей Тарковский снимал свои затянутые местами ленты, ему крепко доставалось от критиков. Может, и по делу - позиций Тарковского в мировом кинематографе это уже поколебать не сможет. Но советский режиссер шел непроторенной дорогой. Как сказал Высоцкий, “своей колеей”. А точнее - там, где нет никакой колеи. Он, действительно, так видел.

“Тарковщина” - это не Тарковский, а те, кто пошли по его стопам. Хотя в “Теореме” можно найти и следы Линча. Помните, с чего начинался легендарный “Твин Пикс”? Вот и здесь мужчина на берегу находит тело женщины. Только она жива. Ну как жива - дышит, моргает. Ничего не говорит. Слова ей сценарист не прописал. В этой работе режиссер задействовал своих любимых актеров Архангельского молодежного театра Евгения Шкаева и Евгению Плетневу. Они же снимались в его более ранней новелле “Птичка”. Там и вовсе слов не было ни у одного из персонажей.

Сюжет представляет собой череду сменяющих друг друга сцен, по большей части статичных. Красивых, но напрочь лишенных драматургии. Оператор не движет действие вперед, какие бы классные ракурсы он ни находил. А в сценарии нет ни конфликта, ни развития. Чем оправдано то, что в кадре женщина качается на качели две с половиной минут? Этому можно было уделить секунд десять. Значит ли, что раздутый хронометраж отдельно взятой сцены делает ее глубже, символичнее? В глазах автора-то, очевидно, да. Но я позволю себе с ним не согласиться.

Кадр из "Теоремы"
Кадр из "Теоремы"

Может быть, в итоге получилось что-то обращенное к уму. Допускаю, что я просто не понял глубины замысла. Люди вообще делятся на умных и глупых. Обидно, конечно, оказаться среди вторых, но допустим. Но из всех чувств, которые способно испытывать наше сердце, Флотский выбрал лишь тоску. Жаль, варианты-то были.

Изначально фильм назывался “Хрупкость” (как рассказ Флотского), но потом имя поменялось. Молодой режиссер и не скрывает, что изначально не было сценария - только визуальные решения.

- То, что в итоге получилось, я не мог назвать “Хрупкостью”, потому что поменялись смыслы, - объясняет Николай Флотский. - До приезда операторов я работал над фильмом сам. Все места были отобраны заранее, отфотографированы. Съемки прошли на берегу Белого моря. Это самый конец острова Ягры. А сцена с качелью - заброшенный пивзавод в Архангельске. Фильм выстраивался как фреска. Цвета приглушены. Цвет - это герой фильма, через которого мы воспринимаем содержание.

Кадр из "Теоремы"
Кадр из "Теоремы"

Съемочный период продлился 10 дней. Короткий метр снимается на средства самих авторов. Но режиссер заверил, что и операторы, и актеры получили небольшие гонорары за потраченное время. Вам, зритель, никто платить не будет. Так что решайте сами.