(Евр. 2:3–4)
«…которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?»
После увещевания своих читателей не расставаться с истиной христианства, автор Послания к евреям возвращается к теме Божьей вести. В 2:3–4 он подчёркивает его огромную значимость.
ПРОПОВЕДАННОЕ СЛОВО (2:3)
«Быв сначала проповедано Господом». Эта весть принадлежит исключительно Христу. Ведь и в самом деле: полное слово истины впервые было проповедано не Иоанном Крестителем, а именно Иисусом. Церковь не началась и не могла начаться с Иоанна. Царство было установлено после смерти Иоанна, и это объясняет, почему Иисус сказал, что «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11). Это заявление Иисуса об Иоанне демонстрирует, что присутствовавшие при том разговоре ученики Иисуса после Пятидесятницы станут частью царства и потому будут больше Иоанна. Это следует понимать не так, что любой ученик Иисуса будет лучше Иоанна по своим личностным качествам, а только что граждане царства имеют лучшие благословения. Заявление в Мф. 11:11 не даёт нам права утверждать, что всякий человек превосходит личное величие Иоанна.
То, что евангелие было «сначала проповедано Господом», впечатляет гораздо больше, чем если бы оно было проповедано ангелами, как старый завет. Иудействующие, возможно, говорили: «Наш закон был дан ангелами, а это евангелие проповедуют люди». Однако ходатаем нового завета является Иисус.
Когда царь Христос был рядом, тогда и царство было уже близко; Он научил всем принципам Своего царства, Собой продемонстрировал его природу и оставил Своим ученикам весть. Когда царство придёт, они, будучи ведомы Святым Духом, применят её к жизни, распространят и объяснят её. В Кол. 1:13 о святых в Колоссах сказано, что они уже в царстве! В Евр. 2:3 и 7:14 Иисус назван Господом, что означает, что Он правит Своим царством (совместно с Богом Отцом, как следует из Еф. 5:5).
УТВЕРЖДЁННОЕ СЛОВО (2:3)
Будучи проповедано Господом, евангелие «в нас утвердилось слышавшими от Него» (ст. 3). Апостолам была дана сила подтверждать благую весть, обещанная Иисусом (Мк. 16:17, 18), и они в полной мере воспользовались ею (Мк. 16:19, 20). Этому способствовали чудесные силы, которыми их наделили «дары Святого Духа». Чтобы подтверждать достоверность новой вести, которую проповедовали Христос и апостолы, им нужны были сверхъестественные силы. Автор Послания к евреям заявляет, что это слово, возвещённое Господом, визуально подкреплялось Богом посредством чудесных даров Святого Духа. Новое откровение в качестве подтверждения требовало демонстрации божественной силы. Например, в кульминационном моменте Евангелия от Иоанна говорится о явлении воскресшего Господа сомневавшемуся Фоме. Увидев в то воскресенье Иисуса, Фома исповедал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). А далее следует тезис Иоанна:
«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге этой. Это же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30, 31).
Через веру в Писания человек получает полное спасение, когда прочитает их, уверует и повинуется. Поэтому, чтобы уверовать и спастись, нам не нужны современные чудеса. Зачем Богу делать то, в чём отпала нужда?
Все отрицания древними и современными скептиками воскресения Иисуса не могут изменить того факта, что тысячи людей уверовали в Его личное воскресение в Иерусалиме всего через пятьдесят дней после смерти Господа. Если бы они не были убеждены в Его воскресении, то церковь в Иерусалиме не зародилась бы. Это великое чудо, на котором сосредоточено внимание Нового Завета. В Евр. 2:4 автор ещё раз повторяет, что целью различных сил (даров) было утвердить Слово. По достижении этого необходимость в таких силах для будущих поколений, которые имеют убедительное открытое Слово Божье в Писаниях, отпала.
ВЕЧНОЕ СЛОВО (2:4)
Утверждённое слово не нуждается в постоянном засвидетельствовании дальнейшими чудесами. Как только Верховный суд устанавливает прецедент в том или ином деле, этот установленный принцип становится законным и применимым в любом нижестоящем суде. Так же и откровение Божьего Слова было засвидетельствовано на все времена.
Чудесные дары были доказательством апостольства (2 Кор. 12:12) и продолжались до тех пор, пока нужда в этом доказательстве сохранялась. «Знамения» и «силы» — это просто разный взгляд на одно и то же явление (ст. 4). «Знамение» указывало на то, что чудесное явление передавало наблюдавшему его какую-то весть о Боге и вестнике. Такие знамения назывались «чудесами», потому что они вызывали удивление у тех, кто видел их. Никто не мог доказательно оспорить тот факт, что чудеса действительно происходили; единственное, как некоторые могли возразить, — это сказать, что они были совершены силой дьявола (Мф. 12:22–28).
Чудеса и откровение были не отделимы друг от друга, потому что новое откровение нуждалось в новом засвидетельствовании. Когда Бог давал новое откровение, Он обеспечивал вестника силами, призванными продемонстрировать Божье одобрение. Моисей творил чудеса, будучи послан к Израилю и к египетскому фараону (Исх. 4:1–9, 29, 30). Елисей исцелил Неемана, сирийского военачальника, второго по значимости после царя, и убедил его в Божьей силе. Несомненно, благодаря ему некоторые его соплеменники тоже уверовали в истинного Бога (4 Цар. 5).
Нельзя переоценить тот факт, что чудеса неразрывно связаны с новым Писанием. Всякого, кто претендует на умение творить чудеса, можно спросить: «А где твои новые Писания?» Аналогичный вопрос можно задать и тем, кто пишет «новое Писание»: «А где ваши чудеса, сравнимые с чудесами Иисуса и апостолов? Кого вы, например, воскресили из мёртвых?»
Весть Христа была засвидетельствована истинными чудесами (см. Ин. 20:30; Мк. 2:10–12). Чудо в Мк. 2 демонстрировало силу и власть Христа прощать грехи. Когда Он исцелил хромого человека, что было явно сверхъестественным актом, стало ясно, что Он действовал от имени Самого Бога и поэтому мог также прощать грехи. Чудодейственная сила была свидетельством того, что творивший чудеса говорил от имени Бога.
Подтверждение Божьих слов чудесами ко времени написания Послания к евреям было уже по существу в прошлом. Это угадывается в тексте 2:2–4 и в других отрывках (см. Мк. 16:20; Ин. 20:30, 31). Знамения с целью «подкрепления слова» (Мф. 16:20) завершились ко времени написания Евангелия от Марка. Эти полномочия, или духовные дары, должны были действовать до тех пор, пока чудеса в достаточной мере не засвидетельствуют Божье Слово, после чего они должны были упраздниться (1 Кор. 13:8–10; Еф. 4:8–13). Подтверждённая Божья воля, которая могла обеспечить всё необходимое водительство, положила конец нужде в «дарах». Павел указал на самую великую нужду в церкви — в любви, что для нас сейчас (как и для живших в I веке) гораздо важнее, чем любая чудесная сила. Однако читатели Послания к евреям хорошо знали чудеса Иисуса. Они не нуждались в постоянном засвидетельствовании, но им необходимо было дополнительное научение, которое и предоставляло данное послание.
Как прекратилась манна небесная, когда Израиль вступил в Ханаан, так и чудеса прекратились, когда церковь вышла из «младенческого возраста», который требовал даров, и возмужала благодаря Слову. Никогда не было (и не планировалось) длительного периода времени, когда бы Бог постоянно совершал чудеса для Своего народа. На это указал Иисус, сославшись на сирийца Неемана, который исцелился от проказы, в то время как ни одному из многих прокажённых в Израиле исцелиться не удавалось (Лк. 4:27).
«Раздаяние» (мерисмос) означает «раздача, распределение». В некоторых версиях данное слово переведено как «дары» — но это не то слово, которое употребил Павел в Рим. 1:11 и которое переведено выражением «дарование духовное», то есть «духовный дар» (хариcма). Всё перечисленное в Евр. 2:4 использовалось при Божьем засвидетельствовании вести. Да, термин мерисмос — это другое слово, нежели хариcма, которое в других местах используется для передачи такого понятия как «духовные дары», но отсюда необязательно следует, что один термин не может включать в себя другой.
Знамения придавали апостолам огромный авторитет (Деян. 2:43). После Деян. 6:6–8 такие способности передавались другим всюду, куда апостолы ходили лично (Деян. 8:14–17; 19:1–6; Рим. 1:11; 1 Кор. 12:8–10). Из этого мы должны сделать вывод, что там, куда апостолы лично не могли пойти или где лично не были, никто не обладал властью и способностью передавать такие дары! Иисус и апостолы воскрешали мёртвых (Деян. 9:36–43); никто из живущих сегодня не может делать это. Мы всегда должны остерегаться фальшивых чудотворцев, так как Бог позволяет не принявшим и не возлюбившим истину «увлечься» «действием заблуждения» мнимых чудесных сил (2 Фес. 2:9–11; см. Мф. 7:21–23).
НЕОБХОДИМОСТЬ ЧУДЕС (2:3–4)
Когда-то чудеса были необходимы, но теперь нужда в них отпала, потому что мы имеем весть истины, засвидетельствованную и подтверждённую воскресением Христа и Его явлениями надёжным свидетелям. Некоторые из этих свидетелей предпочли расстаться с жизнью, нежели отречься от того, что они видели. Евангелие от Иоанна правдиво изображает чудеса Иисуса, включая описание Его воскресения, чтобы произвести в нас веру, ведущую к вечной жизни (20:30, 31). Что ещё нам нужно?
Почему чудеса прекратились? Джеймс Бертон Коффман даёт хороший иллюстративный ответ: «Возможно, ответ лежит в исследовании того, как Бог общался с древним Израилем, исследовании, которое сразу же обнаруживает временную природу чудес. Когда Израиль вошёл в Ханаан, манна прекратилась; столб из облака и огня больше не охранял их, и народ вступил в новую эру (Иис. Н. 5:12). Прекращение чудес в Ханаане должно навести людей на мысль, что и в ранней истории церкви они через несколько лет должны были прекратиться».
Некоторые думают, что чудеса должны продолжаться, поскольку «рождение свыше — уже само по себе чудо». Но где так об этом говорит Новый Завет? Напротив, сравнивая обращение во Христа с «рождением», Иисус говорил, что этому не следует удивляться, так как это естественный процесс сродни физическому рождению (Ин. 3:7).
Кто-то может возразить, что рождение ребёнка есть чудо, но говорят они это не по здравому рассуждению. То, что делается постоянно, одинаково и в силу одних и тех же причин, не большее чудо, чем ежедневный восход солнца. Поэтому Иисус сказал, чтобы Никодим не удивлялся новому рождению. Была прочитана проповедь; люди услышали её и были поражены в самое сердце; они спросили, что им делать, и исполнили то, что им было велено (Деян. 2:13–41). Такое происходит одинаково всякий раз, когда проповедуется истинное слово, причём происходит без прямого вмешательства Святого Духа, что было бы чудом. «Услышав это», они обратились (Деян. 2:37).
Дух, как обычно, работал через Своё Слово, которое есть «меч духовный» (Еф. 6:17), Его оружие, пронзающее душу каждого из нас. В этом нет ничего чудесного. Кто считает новое рождение, или рождение свыше, чудом, делают из него нечто мистическое, при том что Иисус сказал о нём как раз обратное. Чудеса — это исключительные, сверхъестественные события, выходящие за рамки естественных процессов.
Знамения, подтверждавшие истину и правомочность вести, включали в себя чудесные духовные дары. Сохранились ли эти дары до нашего времени? Многие верят, что сохранились, но каждая попытка совершить современное чудо проваливается, потому что не идёт ни в какое сравнение с библейскими чудесами. После смерти Анании и Сапфиры уважение к апостолам значительно возросло. Кое-кто даже не осмеливался быть с ними в тесном контакте, и всё же в Деян. 5:14 сказано, что «множество мужчин и женщин» прибавлялось к церкви. Бог воистину позаботился о том, чтобы авторитет апостолов был непререкаем.
Если в сегодняшних проповедниках действует та же сила Божья, тогда почему они не демонстрируют такое же наказание? Если они имеют «служение исцеления», то почему не «служение осуждения»?
Апостольская власть зафиксирована в их сочинениях (а также в сочинениях «апостольских мужей», или соработников апостолов). Ничто в XXI веке не сравнимо с тем, что происходило под присмотром апостолов в I веке.
Почему некоторые так пропагандируют служение исцеления, если лучше всего во власти руководителей новозаветной церкви убедило людей осуждение на смерть двух членов церкви? Если бы какой-либо благовестник мог сделать это сейчас, то люди побоялись бы не вступить в его организацию!
В раннем апостольском служении исцеления были, в общем, обычным делом (см. Деян. 2:43). Библейское исцеление осуществлялось без фанфар и музыкальной программы, и практически отсутствовала так сказать эмоционально возбуждающая проповедь, призванная заранее «разогревать» аудиторию. В одном случае Пётр только то и сделал, что, проходя мимо, сказал, что у него нет денег, и велел человеку: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:1–10 и 5:15). Сегодня многие бы посоветовали Петру не растеряться и собрать деньги. У него не было денег, чтобы подать хромому; да ему и самому не помешала бы финансовая помощь.
Многие религиозные группы стремятся привлечь людей «удовлетворением их нужд», «праздником, который никого не обидит» или «возбуждающей службой», в результате чего люди будут думать, что они поклонялись Богу, когда на самом деле они только развлекались. Зачем такому большому количеству церквей иметь особые служения с профессиональными «исполнителями» каждое воскресенье, чтобы привлечь к себе больше народу? Подобные программы снизили интерес людей к проповеди евангелия и, как следствие, ослабили церковь.
ГДЕ СИЛА?
Маршалл Кибл часто рассказывал, как однажды в воскресенье встретил человека с Библией под мышкой. Он спросил его: «Куда вы идёте с этой Библией?» «Иду получить силу» — ответил тот. После этого брат Кибл объявлял аудитории: «Этот человек не знал, что у него под мышкой находится вся сила, какую он мог только пожелать, — если бы он умел ею воспользоваться!»
Сила евангелия — вот что нужно людям, но это, возможно не то, что они хотят. Не с помощью спектаклей или танцев, а с помощью «возвещённого слова» эффективнее всего можно достучаться до погибших душ. Греки и римляне довели драматическое действие до совершенства, превратив его в изящные искусства, но это не то средство, которое выбрал Бог для спасения душ и созидания церкви. В 1 Кор. 1:21 говорится, какое Он выбрал средство: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».
НЕНУЖНЫЕ ЧУДЕСА
Чудеса прекратились; когда весть была полностью подкреплена, нужда в них отпала. В Мк. 16:20 говорится, что процесс подкрепления остался в прошлом. Чудеса были предназначены не для того, чтобы обеспечивать личные нужды христиан. Возможно, именно поэтому Тимофей должен был употреблять «немного вина» в качестве желудочного средства (1 Тим. 5:23). Нам бы хотелось спросить апостола: «Павел, почему ты не исцелишь юного Тимофея с помощью своих чудесных даров?» Павлу пришлось оставить Трофима в Милите, когда тот заболел (2 Тим. 4:20). Можем ли мы упрекать Павла за этот поступок?
Сегодня нет ни одного такого человека, который бы смог мгновенно исцелить рану. Вот это было бы чудо.
МОЛИТВА ВЕРЫ
Обратите внимание, что многие проповедники, утверждающие, что могут сегодня исцелять силой Христа, призывают своего «пастора» (единственное число), а не «пресвитеров» (множественное число) помолиться за больного. Иаков гарантировал исцеление по молитве и вере пресвитеров, которые наверняка имели духовный дар исцеления (1 Кор. 12:9; Иак. 5:14–16). Больным сегодня говорят: «Если у тебя достаточно веры, то ты исцелишься». Однако Иаков, говоря о «молитве веры» имел в виду веру молящегося. Часто задают один вопрос: «Почему Бог дозволяет невинному младенцу умереть, если есть люди с верой, способной исцелять, и при этом дарует исцеление человеку, который всю жизнь прожил в грехе?» Пути Божьи иногда бывают непостижимы, но цель чудес в Писаниях определена чётко: подтвердить евангелие, чтобы люди уверовали и имели жизнь вечную (Ин. 20:30, 31). Нет больше нужды в постоянном подтверждении.
Ситуация в Иак. 5 была ограничена тем временем, когда пресвитеры (старейшины) имели чудесные дарования. Сегодня у нас нет старейшин с подобными дарами. Помазание елеем, возможно, было знаком радости в ожидании верного чудесного исцеления. Возможно также, что помазание было знаком очиститься, одеться и подняться, чтобы отпраздновать неминуемое исцеление. Это мог быть «елей радости» (Пс. 44:7, 8, процитированный в Евр. 1:8, 9). В Пс. 22:5 трапеза за столом и помазание елеем были знаком как раз такого радостного события.
«Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» (Евр. 13:8), но это не означает, что Он и сегодня творит чудеса, как творил когда-то. Некогда Он ходил среди людей, но сегодня Его нет с нами по плоти. Некогда Бог сотворил человека из праха земного, но сегодня Он не делает этого непосредственно. Христос всегда тот же, но Он не всегда действует одинаково.