Железнодорожные пути прокладывают везде, где нужно человеку. Под морем, сквозь горы, под шумящими городами... Посмотрим, как выглядят самые впечатляющие из них.
1. Евротоннель под Ла-Маншем
Американское общество инженеров-строителей объявило его одним современных чудес света. Тоннель длиной 51 км соединяет континентальную Европу с Великобританией, и 39 км проходят под океаном.
От Лондона до Парижа можно добраться поездом за 2 часа 15 минут.
По тоннелю ходят поезда скоростные электропоезда Eurostar.
2. «Тоннель светлячков» в Хеленсбурге (Австралия)
Недалеко от вполне себе действующей железнодорожной станции в Австралии есть заброшенная ветка. Пути в ней сохранились, но не используются с конца XIX века. Часть путей проходит через тоннель, в котором поселилась колония светлячков. Днём это тоже весьма впечатляющая зелёная пещера, но ночью она начинает светиться.
3. Подводный тоннель Сэйкан (Япония)
Он соединяет острова Хоккайдо и Хонсю и является вторым под длине железнодорожным тоннелем в мире. Из 53,85 км тоннеля 23,3 км проходят под водой. Его проложили на 100 м ниже уровня морского дна, а от поверхности это вообще 240 м. Глубже тоннелей в мире нет.
Тоннель решили строить ещё в середине XX века: перевозки паромами были слишком опасными, из-за штормов они тонули.
Но на строительство ушло долгих тридцать лет, из которых девять понадобилось на разработку технологии и планирование. Но в 1988 году по нему всё же начали ходить грузовые поезда, а в 2016 — высокоскоростные "Синкансены".
4. Готардский базисный тоннель (Швейцария)
Это самый длинный железнодорожный тоннель в мире: 57,1 км, а если считать все служебные переходы, то более 150 км. Он идёт через Альпы и позволил сделать грузоперевозки в Европе более экологичными: теперь не надо везти всё на автомобилях. Тоннель начали эксплуатировать в 2016 году.
Порталы тоннеля расположены у самого подножия горного хребта, поэтому поезда могут не снижать скорость, въезжая в него с равнинного участка пути. Это было важно ещё и потому, что так можно перевезти больше груза, чем при идущем вверх наклонном пути.
5. Северомуйский тоннель на БАМе (Россия)
Проходит вдоль Северо-Муйского горного хребта в Бурятии. Его протяжённость — 15,3 км, и это самый длинный ж/д тоннель в России. Чтобы его построить, понадобилось 26 лет.
Эти горы были самым сложным участком БАМа. Поезда ходили в обход, по перевалу, но из-за большого уклона длина грузового состава не могла быть больше нескольких вагонов.
Для главной железнодорожной артерии страны это было существенной проблемой. Но в 2003 тоннель всё же ввели в постоянную эксплуатацию, и это значительно повысило пропускную способность БАМа.