👩⚖️ ЦБ в лице Э.С.Набиуллиной объявил, что дискуссия об ограничениях для неквалифицированных инвесторов закрыта. Регулятор просит депутатов принять закон во втором и третьем чтении до конца июня. Глава Центробанка сказала, что согласна лишь на косметические правки. Недовольство, высказанное брокерами, было принято к сведению, но не более того. Закон должен вступить в силу с 1 января 2022 года.
🗓 Напомню, законопроект об ограничениях был внесён в Думу еще в мае 2019 года. С тех пор участникам рынка удалось отбить некоторые послабления. Например, ЦБ отказался от идеи разделять инвесторов на 4 категории, оставив сегодняшние 2 - квалов и неквалов. Также разрешили покупать некошерные активы, если уж очень хочется, без теста, но в пределах 100к рублей и под ответственность брокера. В случае убытка он должен выкупить бумаги себе на баланс и возместить комиссии. Если инвестор уже инвестировал в инструмент до вступления закона в силу, тест сдавать не нужно.
👨🎓 Тест придётся сдавать при покупке бумаг вне котировальных списков. В списке на Мосбирже таких бумаг всего 20, а на СПб бирже нет совсем. Таким образом, иностранные акции без теста будут доступны только квалифицированным инвесторам. Выбор зарубежных ценных бумаг будет ограничен только определёнными индексами, список которых еще не составлен. Кроме того, у эмитента с биржей должен быть договор. Как СПб биржа должна убедить, например, Apple подписать такое соглашение, не уточняется. Подписать-то в итоге подпишут, но сама биржа явно не в восторге от новшества.
📜 Иностранные облигации для неквалов будут ограничены суверенными долгами стран ЕС, а также бондами Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии (видимо, последние ЦБ считает самыми надёжными). То же самое - корпоративные, плюс еще Великобритания. Американских облигаций в списке нет.
🎤Представители Центробанка аргументируют свою позицию тем, что в условиях снижения ставки миллионы граждан приходят на биржу. Начинающие инвесторы терпят убытки и потом пишут жалобы в ЦБ. В качестве примера приводится апрельский случай с отрицательными ценами на нефть, когда в адрес регулятора поступили претензии от разорившихся трейдеров.
❓ Что будет дальше? Думаю, закон примут как есть с небольшими изменениями. У депутатов Госдумы нет традиции отказывать в принятии законов, если их об этом убедительно просят. А потом начнётся привычный поиск путей обхода тех или иных ограничений, но уже в условиях, когда делать это сложно и рискованно.