Найти в Дзене
aeru

"А еще ты меня насмешил". Аль Пачино и Джин Хэкмен в фильме "Пугало"

кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

Пугало
Scarecrow
1973, режиссер Джерри Шацберг

Мелкие, ничтожные людишки. И жизнь у них жалкая, и мечты приземленные.

Один провел шесть лет за решеткой, имеет небольшие сбережения в банке Питтсбурга и мечтает на них открыть автомойку. Ему нужен честный работящий партнер, а так он волк-одиночка. под пальто на нем шесть или семь рубашек, и чем они ближе к телу, тем больше прорех. Зовут Макс.
Макса играет
Джин Хэкмен. Вполне уже опытный и успешный, на первый взгляд ничем не выделяется, но со временем его сдержанность обретает новые краски.

кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

Второй пять лет отслужил на флоте, и у него ближайшая цель - добраться до Детройта и узнать, кто у него родился пять лет назад: мальчик или девочка. Все эти годы он отсылал ребенку деньги, а теперь везет в подарок коробку - белую с красной лентой, а в коробке лампа. После Детройта, так и быть - совместный бизнес.
Зовут Фрэнсис, но у Макса с этим именем какие-то проблемы, поэтому теперь он Леон.
Фрэнсиса-Леона играет
Аль Пачино, совсем еще молодой.

кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

Судьба сводит их на обочине шоссе.
Высвеченные вечерним солнцем желтые холмы. Колючая проволока. Через ограждение пробирается мужчина в пальто с чемоданчиком, подползает и перешагивает, а потом съезжает по откосу, не удерживается на ногах и выкатывается колобком на дорогу, сбив все пафосное величие природной красоты.
За ним с интересом наблюдает с дерева второй, южного типа и помоложе, с подвижным носатым лицом и коробкой как будто от известных кокосовых конфеток.

кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

У них одна цель на сегодня - поймать машину, и если второй всячески нацелен на взаимодействие, то первый явно видит в нем конкурента. Но никто не спешит остановиться, и их сближение неминуемо, хотя бы в целях самосохранения. Так начинаются совместные дорожные приключения двух людей с обочины жизни. будущих партнеров шикарного бизнеса, ведь на каждую машину найдется грязи.

- ну и партнера я себе выбрал...
- это не ты, а я тебя выбрал.
- почему?
- ты мне последнюю спичку отдал. а еще ты меня насмешил.

Простота Фрэнсиса порой граничит со слабоумием. Сближение со старостой в тюpьме, куда партнеры попадают после cкандала с пoлицией, не насторожило его ни на секунду. он простодушно красовался перед Максом, которого послали работать на свинарник, в то время как сам заполучил приглашение на легкий труд.
А Макс, который собственно сам это попадание в тюpьму и спровоцировал, терзается просчетом, грызет себя и отказывается общаться с Фрэнсисом, выдерживает это равнодушие вплоть до момента, когда партнеру требуется поддержка.

кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

Друзья гостят у сестры Макса и ее подруги. Надо  выбрать подарки на прощанье.
- Когда я зевну, отвлеки кассира!
Фрэнсис прыгает по торговому залу, взметая в воздух какие-то носки или галстуки, ходит колесом, мечется к выходу зигзагами.
-
Эй, я же просил отвлечь кассира, а не меня!

 кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

Макс - прагматик. Все в его жизни подчинено плану, учтено и подсчитано, он раб своей идеи фикс. Отклониться от намеченного курса его заставило только не очень ему понятное внезапное происшествие с другом.

 кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

Фрэнсис - лирик с философскими замашками. Он вспоминает то закаты солнца в открытом море, то книжку, которую читал на корабле. Грустный клоун с обезьяньей пластикой Квазимодо, он постоянно разыгрывает сам с собой смешные сценки.

кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

Каждый дает другому то, чего ему не хватает. Каждый учится у другого. И эта совершенно случайная дружба поворачивает их судьбы вспять. Жизненные ценности Макса оказываются немного в стороне от запланированного. А Фрэнсис, маниакально идущий намеченным курсом, и вовсе теряет ориентир.

кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

Road movie не самый любимый мною жанр, а тюpемных эпизодов я предпочитаю избегать. И только во второй раз, пересматривая и смирившись с уже известной концовкой, я смотрела более обстоятельно, примечая всякие детали и вслушиваясь в диалоги. И поняла, что фильм по-своему очень хорош.

В нем не ощущаешь спекуляции на чувствах. Все очень обыденно, буднично, слегка приправлено простеньким на первый взгляд юмором.

кадр из фильма Пугало
кадр из фильма Пугало

Концовка как бы оборвана, задав направление. Можно логически достроить финал истории, а можно предположить, что что-нибудь пойдет не так, к добру или к худу...
Но душу рвет в любом случае.

- Ты думаешь, вороны боятся пугала?
- Ну да, конечно.
- Нет, они над ним смеются. и говорят: ребята, а этот фермер Джонс нас насмешил, он неплохой парень, не будем ему вредить.


В этом, собственно, основы философии Фрэнсиса, которой он делится с Максом, и небезуспешно.

И забавные параллели с известными произведениями и историческими фактами:

  • танец-хоровод под руководством Фрэнсиса - меланхоличное феллиниевское шествие;
  • ответный стpип-танец Макса со сниманием рубашек - танец семи покрывал;
  • ну и не буду уточнять, что мне напомнил ботинок, которым Макс стучит по столу билетной кассы :)

Скромные, лишние людишки с обочины.
А чувства-то - настоящие.

****************

Фильм - лауреат Каннского фестиваля 1973 года, получил Золотую пальмовую ветвь.

Вы видели этот фильм?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.