Пугало
Scarecrow
1973, режиссер Джерри Шацберг
Мелкие, ничтожные людишки. И жизнь у них жалкая, и мечты приземленные.
Один провел шесть лет за решеткой, имеет небольшие сбережения в банке Питтсбурга и мечтает на них открыть автомойку. Ему нужен честный работящий партнер, а так он волк-одиночка. под пальто на нем шесть или семь рубашек, и чем они ближе к телу, тем больше прорех. Зовут Макс.
Макса играет Джин Хэкмен. Вполне уже опытный и успешный, на первый взгляд ничем не выделяется, но со временем его сдержанность обретает новые краски.
Второй пять лет отслужил на флоте, и у него ближайшая цель - добраться до Детройта и узнать, кто у него родился пять лет назад: мальчик или девочка. Все эти годы он отсылал ребенку деньги, а теперь везет в подарок коробку - белую с красной лентой, а в коробке лампа. После Детройта, так и быть - совместный бизнес.
Зовут Фрэнсис, но у Макса с этим именем какие-то проблемы, поэтому теперь он Леон.
Фрэнсиса-Леона играет Аль Пачино, совсем еще молодой.
Судьба сводит их на обочине шоссе.
Высвеченные вечерним солнцем желтые холмы. Колючая проволока. Через ограждение пробирается мужчина в пальто с чемоданчиком, подползает и перешагивает, а потом съезжает по откосу, не удерживается на ногах и выкатывается колобком на дорогу, сбив все пафосное величие природной красоты.
За ним с интересом наблюдает с дерева второй, южного типа и помоложе, с подвижным носатым лицом и коробкой как будто от известных кокосовых конфеток.
У них одна цель на сегодня - поймать машину, и если второй всячески нацелен на взаимодействие, то первый явно видит в нем конкурента. Но никто не спешит остановиться, и их сближение неминуемо, хотя бы в целях самосохранения. Так начинаются совместные дорожные приключения двух людей с обочины жизни. будущих партнеров шикарного бизнеса, ведь на каждую машину найдется грязи.
- ну и партнера я себе выбрал...
- это не ты, а я тебя выбрал.
- почему?
- ты мне последнюю спичку отдал. а еще ты меня насмешил.
Простота Фрэнсиса порой граничит со слабоумием. Сближение со старостой в тюpьме, куда партнеры попадают после cкандала с пoлицией, не насторожило его ни на секунду. он простодушно красовался перед Максом, которого послали работать на свинарник, в то время как сам заполучил приглашение на легкий труд.
А Макс, который собственно сам это попадание в тюpьму и спровоцировал, терзается просчетом, грызет себя и отказывается общаться с Фрэнсисом, выдерживает это равнодушие вплоть до момента, когда партнеру требуется поддержка.
Друзья гостят у сестры Макса и ее подруги. Надо выбрать подарки на прощанье.
- Когда я зевну, отвлеки кассира!
Фрэнсис прыгает по торговому залу, взметая в воздух какие-то носки или галстуки, ходит колесом, мечется к выходу зигзагами.
- Эй, я же просил отвлечь кассира, а не меня!
Макс - прагматик. Все в его жизни подчинено плану, учтено и подсчитано, он раб своей идеи фикс. Отклониться от намеченного курса его заставило только не очень ему понятное внезапное происшествие с другом.
Фрэнсис - лирик с философскими замашками. Он вспоминает то закаты солнца в открытом море, то книжку, которую читал на корабле. Грустный клоун с обезьяньей пластикой Квазимодо, он постоянно разыгрывает сам с собой смешные сценки.
Каждый дает другому то, чего ему не хватает. Каждый учится у другого. И эта совершенно случайная дружба поворачивает их судьбы вспять. Жизненные ценности Макса оказываются немного в стороне от запланированного. А Фрэнсис, маниакально идущий намеченным курсом, и вовсе теряет ориентир.
Road movie не самый любимый мною жанр, а тюpемных эпизодов я предпочитаю избегать. И только во второй раз, пересматривая и смирившись с уже известной концовкой, я смотрела более обстоятельно, примечая всякие детали и вслушиваясь в диалоги. И поняла, что фильм по-своему очень хорош.
В нем не ощущаешь спекуляции на чувствах. Все очень обыденно, буднично, слегка приправлено простеньким на первый взгляд юмором.
Концовка как бы оборвана, задав направление. Можно логически достроить финал истории, а можно предположить, что что-нибудь пойдет не так, к добру или к худу...
Но душу рвет в любом случае.
- Ты думаешь, вороны боятся пугала?
- Ну да, конечно.
- Нет, они над ним смеются. и говорят: ребята, а этот фермер Джонс нас насмешил, он неплохой парень, не будем ему вредить.
В этом, собственно, основы философии Фрэнсиса, которой он делится с Максом, и небезуспешно.
И забавные параллели с известными произведениями и историческими фактами:
- танец-хоровод под руководством Фрэнсиса - меланхоличное феллиниевское шествие;
- ответный стpип-танец Макса со сниманием рубашек - танец семи покрывал;
- ну и не буду уточнять, что мне напомнил ботинок, которым Макс стучит по столу билетной кассы :)
Скромные, лишние людишки с обочины.
А чувства-то - настоящие.
****************
Фильм - лауреат Каннского фестиваля 1973 года, получил Золотую пальмовую ветвь.
Вы видели этот фильм?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.