В 1847 г. Ханс-Кристиан Андерсен написал свою историю "Тень". Это была переработка очень известной фантастической повести немецкого писателя-романтика Адальберта фон Шамиссо " Необычайная история Петера Шлемиля", опубликованной еще в 1814 г.
В повести Шамиссо рассказывалось о том, что некий бедняк Пете Шлемиль продал неизвестному господину в сером пальто, подразумевается Сатана, свою тень. А взамен Сатана дал ему волшебный кошелек Фортунато, в котором никогда не кончалось золото. То есть часть своей души - свою тень, Петер продал за золото. Но вскоре люди обратили внимание, что Петер неполноценный человек, у него нет, как у остальных людей, тени, и несмотря на все огромное богатство, он становится изгоем. Люди перестают с ним общаться.
Петер находит Сатану и просит расторгнуть сделку, вернуть ему тень, но тот потребовал взамен, чтобы Петер после своей смерти завещал Сатане свою душу. Петер отказался, сам расторг сделку, выбросил кошелек, но Сатана все равно всю жизнь преследовал его и с предложением вернуть тень взамен на всю душу после смерти. В итоге Петер так и умирает, не вернув себе свою тень.
Андерсен полностью переделал этот сюжет. В его повести некий Ученый посылает свою тень в соседний дом, что бы она узнала что-либо о прекрасной девушке, что живет в нем. Тень уходит и исчезает навсегда. Через несколько лет Тень возвращается к Ученому уже в человеческом облике. Тень стал богатым и влиятельным, так как умеет незаметно проникать в дома и узнавать секреты людей.
Тень предлагает Ученому путешествовать с ним по миру. При этом уже Тень держится как хозяин, а Ученый попадает к ней в зависимость. В одном из путешествий в Тень влюбляется принцесса, дело идет к свадьбе. И Тень требует от Ученого стать уже его тенью. Но Ученый отказывается и грозится разоблачить Тень в том, что он не настоящий человек, а всего лишь тень Ученого. И тогда Тень уговаривает принцессу, и она велит казнить Ученого. Ученого казнят, а Тень и принцесса играют в день казни свою свадьбу.
А в 1940 г. советский драматург Евгений Шварц уже на основании сюжета Андерсена пишет пьесу "Тень". Андерсеновский сюжет перерабатывается и очень широко дополняется. Учитывая год создания пьесы, это была сатира на приход к власти Гитлера в начале 30-х годов. О том, как ничтожество с теневым прошлым втирается в доверие "элиты" общества и захватывает власть.
В 1990 году режиссер и киноактер Михаил Козаков приступил к съемкам телефильма по пъесе Евгения Шварца "Тень". Это была уже вторая экранизация этой пьесы. Первую сняла в 1971 г. Надежда Кошеверова. Тот фильм был снят в условных декорациях, в камерном стиле и больше походил на театральный спектакль, снятый на пленку. Фильм же Козакова - это феерический шикарный мюзикл с музыкой В. Дашкевича на стихи Ю. Кима. Съемки были закончены в 1991 г. Окончательной название фильма "Тень или может все обойдется."
Это выдающееся произведение и, на мой взгляд, лучший фильм Козакова. Да, есть "Покровские ворота", "Безымянная звезда", "Визит дамы", но это были ступеньки к тому шедевру, что представляет собой последний фильм Михаила Козакова, снятый в СССР. Фильм снимался в 1990-91 гг. , когда страна разваливалась на части. Если бы не режиссер не нашел частного спонсора, который дал на окончание съемок 1 миллион рублей, очень большая по тем временам сумма, "Мосфильм" выделил на сьемки всего 300 тысяч рублей, то зритель никогда бы не увидел этого фильма.
А через три дня после премьерного показа фильма в московском Доме кино, в июне 1991 г., Михаил Козаков уехал на постоянное место жительство в Израиль работать в местном театре. Где ему, совершенно не знавшему этот язык, пришлось играть на иврите. А еще через два месяца произошел августовский путч ГКЧП. А еще через 4 месяца СССР прекратил свое существование. Поэтому последний советский фильм М. Козакова остался незамеченным. Мне не удалось найти данных, когда состоялась его премьера на советском ТВ и была ли она вообще. Лично я впервые увидел этот фильм лет через 10 после его создания.
А фильм заслуживает внимания. И он гораздо более актуален сегодня, чем тридцать лет назад.
По жанру это типичный рождественский фильм. Действие начинается в канун Рождества и заканчивается после его окончания. В некий южный город приезжает Ученый, он поселяется в номере гостиницы, в котором останавливался Ханс-Христиан Андерсен. В городе праздник, пускают салюты, горят фейерверки, народ празднует рождество Христово с надеждой на лучшую жизнь. Знаменитая певица Юлия Джули поет рождественскую песню.
Пой до упаду
И смейся до слез!
Радуйтесь, люди –
Родился Христос!
Вот он на ручках у мамки,
И на щеках его ямки.
Как счастливы все люди
На праздник Рождества!
И, может быть, не будет
Голгофы и креста…
Мальчик, ты песенку нашу услышь!
Пой, Копенгаген, Мадрид и Париж!
Если малыш улыбнется,
Может быть, все обойдется!
И малыш улыбается. Но ничего не обошлось.
А страна эта - сказочная страна. Например, Спящая красавица жила в пяти часах ходьбы от табачной лавочки – той, что направо от фонтана. Только теперь Спящая красавица умерла. Людоед до сих пор жив и работает в городском ломбарде оценщиком. Мальчик-с-пальчик женился на очень высокой женщине, по прозвищу Гренадер, и дети их – люди обыкновенного роста, как вы да я. И знаете, что удивительно? Эта женщина, по прозвищу Гренадер, совершенно под башмаком у Мальчика-с-пальчик. Она даже на рынок берет его с собой. Мальчик-с-пальчик сидит в кармане ее передника и торгуется, как дьявол.
А еще в этом сказочном королевстве недавно умер король.
Наш король,
Людвиг Пятый Мечтательный,
В жизни был
Человек обязательный,
День и ночь на посту соответственном
Все он пекся о благе общественном.
Все мечтал он святыми идеями
Одолеть дураков с прохиндеями...
Был собой
Человек увлекательный,
И, расставшись с мечтами увядшими,
Он увлекся девицами падшими.
Ибо с их стороны, кроме радости,
Ни обману не видел, ни гадости .
Увы, на склоне лет
Его подобный подвиг
Мгновенно свел на нет.
И завещал король своей дочери найти мужа ни из верхов, ни из низов, а умного и хорошего, где-то между верхами и низами. Стала принцесса жить инкогнито вне дворца напротив гостиницы. И однажды увидел ее Ученый.
Встретились Ученый с принцессой и возникла между ними любовь. Но сам Ученый не решился принцессе об этом сказать и попросил свою тень пойти к принцессе и рассказать о его любви к ней.
Естественно, возникшие между Ученым и принцессой отношения стали всем известны и к нему зачастили гости, принадлежащие к "элите" этого королевства или, как они себя называют, "кругу настоящих людей".
Пришла популярная исполнительница эстрадных песен Юлия Джули.
Неелова в этой роли блистательно пародирует эстрадных, так называемых поп-звезд. " Все знают мои песни «Мама, что такое любовь», «Девы, спешите счастье найти», «Но к тоске его любовной остаюсь я хладнокровной» и «Ах, зачем я не лужайка",- обращается она удивленно к Ученому, который совершенно не в курсе ее "творчества. А какая блистательная пародия эта "Лужайка". Играет Неелова, поет Лариса Долина.
Еще один представитель "круга настоящих людей" королевства Доктор в исполнении Александра Лазарева.
Он жалеет Ученого, которого ждут в жизни несчастья, "пока он не научится смотреть на мир сквозь пальцы, пока он не махнет на все рукой, пока он не овладеет искусством пожимать плечами." А к своим пациентам он относится безнадежно-равнодушно. Вот такой диалог происходит между Доктором и Ученым, когда последний рассказывает о своих абстрактных планах осчастливить людей.
"Доктор. Ребенок! Я их лучше знаю. Ведь они у меня лечатся.
Ученый. А чем они больны?
Доктор. Сытостью в острой форме.
Ученый. Это опасно?
Доктор. Да, для окружающих.
Ученый. Чем?
Доктор. Сытость в острой форме внезапно овладевает даже достойными людьми. Человек честным путем заработал много денег. И вдруг у него появляется зловещий симптом: особый, беспокойный, голодный взгляд обеспеченного человека. Тут ему и конец. Отныне он бесплоден, слеп и жесток.
Ученый. А вы не пробовали объяснить им все?
Доктор. Вот от этого я и хотел вас предостеречь. Горе тому, кто попробует заставить их думать о чем-нибудь, кроме денег. Это их приводит в настоящее бешенство."
А вот это настоящий шлягер в исполнении Доктора, поет Сергея Никитин."Глупые вопросы".
И еще два представителя "элиты", два бывших людоеда, но клыки у них на месте, и они всегда готовы пустить их в ход.
А над этим "кругом настоящих людей" царствует правящая верхушка в лице министра финансов, исп. Спартак Мишулин, и первого министра, исп. Юрий Волынцев.
И министрам тоже не очень по нраву, если принцесса выйдет замуж за Ученого, хотя исполнять завещание короля необходимо и Ученый вполне подходит под требования завещания. И если свадьбы нельзя избежать, то жениха можно купить. Вот только надо знать его слабые места. И тут им на помощь приходит Тень. Борджиа и Пьетро устроили его во дворец, чтобы он начал там свою карьеру. А потом он поможет им.
Часть вторая
Пишите комментарии
Ставьте лайки
Подписывайтесь на наш канал