Семидесятые годы в истории нашего кинематографа — прежде всего годы углубленного поиска нового героя. Пульс времени остро прослушивается в таких разнохарактерных, но одинаково проникнутых гражданским пафосом лентах, как «Любить человека», «Это сладкое слово — свобода!», «Визит вежливости», «Монолог», «Минута молчания».
В традициях публицистического фильма сделана «Премия», авторы которой обращаются к участникам научно-технического прогресса. Правдой характеров, достоверностью запомнились нам и другие картины.
Глубоко, тонко, талантливо поставил свой последний фильм «Калина красная» Василий Шукшин. Духовная бескомпромиссность, человеческая чистота художника, важность этических критериев, на которых основаны содержание и образная структура фильма, принесли этой картине невиданный успех. Она дала повод для раздумий о жизни.
Экран этих лет вывел замечательную галерею женских образов. Вспомним «А зори здесь тихие...», «Невестку», «Помни имя свое». Вспомним и несущих на себе груз современных социальных требований и преобразований героинь таких в чем-то неровных лент как «Старые стены», «Каждый день доктора Калинниковой».
К спору о проб теме выбора четкой жизненной позипии приобщили нас молодые герои «Последней встречи». Мы стали свидетелями духовного повзросления и совсем юных героев фильмов «И тогда я сказал — нет», «Сто дней после детства».
Как непохожи эти произведения — «Выбор пели» и «Дочки-матери», «Дерсу Узала» и «Лютый», «Самый жаркий месяц», «Укрощение огня» и «Романс о влюбленных», «Мелодии Верийского квартала» и «Чудаки», «Седьмая нуля» и «Без страха», «Белый пароход» и «Афоня», как различен их тематический диапазон! Но герои каждого из них нашли свое место в панораме кинематографа этих лет. И современные и отдаленные в прошлое, они помогали нам познавать мир.