9 ноября 1942 года в воздушном бою над аэродромом Люткино получил повреждения и затем совершил вынужденную посадку истребитель Bf-109F, пилотом которого был один из самых результативных на то время асов Люфтваффе, командир 10-го штаффеля эскадры JG 51 "Мёльдерс", лейтенант Франц-Йозеф Бееренброк. Подробно о ходе этого боя уже рассказывалось ранее:
https://zen.yandex.ru/media/id/5df73ff23d008800af42200f/peremenchivaia-fortuna-francaiozefa-beerenbroka-5e3173987db96606cb16a822
Советское командование хорошо понимало ценность такого пленного, поэтому ас мог не слишком опасаться за свою жизнь. На допросах Франц-Йозеф держался достаточно свободно и уверенно, и даже поведал беседовавшим с ним советским офицерам о собственных боевых приемах, позволявших добиваться успеха в воздушных сражениях. Точно так же Бееренброк отметил основные тактические ошибки, допускаемые советскими авиаторами, и высказал свое мнение о том, какой тактики было бы выгоднее придерживаться его бывшим противникам.
В такой на первый взгляд избыточной откровенности на самом деле не было ничего удивительного. С одной стороны, Франц-Йозеф еще раз подчеркнул свой статус высококлассного профессионала и продемонстрировал своего рода "корпоративную солидарность" с летчиками неприятеля. С другой стороны, он не сказал ровным счетом ничего из того, до чего "Сталинские соколы" и их командиры не могли бы додуматься сами, то есть никаких больших военных секретов не раскрыл.
Командование советских ВВС отнеслось к рассказанному германским асом с очень большим вниманием. В начале марта 1943 года штабам авиационных дивизий и полков был разослан документ под названием "Выдержки из показания военнопленного германского летчика о тактике воздушных боев", предназначенный для изучения летным составом. При этом составители из штаба ВВС РККА указывали:
"При изучении данных показаний подходить критически и дать свои конкретные указания, какие стороны тактики воздушного боя правильны, какие - нет. В дальнейшей своей работе летчикам-истребителям учесть ценные высказывания вражеского летчика-истребителя."
Полный текст основной части этого документа приводится ниже:
"Лейтенант германской авиации Франц Бееренброк, летчик 51-й ИАЭ "Мёльдерс" (ППО-Л-37398) за 100 сбитых советских самолетов имеет орден Дубовой ветки к Рыцарскому Кресту. Сбит в районе Великих Лук 8 ноября 1942 года.
О тактике воздушных боев сообщил следующее:
1.) Выполняя задачу прикрытия войск на линии фронта, препятствовал полету бомбардировщиков и истребителей противника на определенном охраняемом им участке. Основное внимание уделял бомбардировщикам противника.
2.) Высоту при патрулировании держал в зависимости от состояния погоды. Наиболее выгодной высотой считает 1000 метров, которая обеспечивала ему хорошее наблюдение вверх и вниз. При плохой погоде и низкой облачности патрулирование производил на бреющем полете, при этой высоте хорошо виден горизонт.
3.) Если при патрулировании подвергался нападению истребителей противника, то немедленно должен был пытаться отогнать противника обратно на его территорию, для чего сразу переходил в нападение, независимо выгодная позиция для атаки, или нет.
4.) Если самолеты противника шли на малой высоте и даже бреющим полетом (например, Ил-2), все равно пробовал заходить в позицию для стрельбы снизу, и только если это не удавалось сделать, то атаковал сверху и вел огонь по хвостовому оперению, что вызывало нарушение управления и самолет падал.
Если Ил-2 находился на высоте 300 - 500 метров, то атаковал его сзади снизу, ведя огонь по мотору и радиаторам. В большинстве случаев после первой очереди самолет загорался и через несколько мгновений падал.
Советские летчики часто пытаются подбитый самолет посадить на колеса, что вне аэродрома влекло большую поломку самолета, ушибы или ранения летчика.
5.) Советские летчики на Ил-2, находясь в полете на небольшой высоте, пытаются уйти от германских истребителей изменением высоты полета. Лучше было бы для них, если бы они производили маневр по горизонту в обе стороны.
При полете группы Ил-2 без прикрытия истребителей при нападении неприятельских истребителей продолжают лететь сомкнутым строем, что позволяет группе истребителей противника также быть вместе группой и атаковать группой, прикрывая друг друга.
Если бы Ил-2 разошлись одиночно в разные стороны, то и германские истребители вынуждены были бы рассредоточиться. Одиночный истребитель, как известно, мало опасен, так как он вынужден все время думать о своей безопасности. Не имея руководства и не будучи прикрытым другими самолетами звена, лично много раз вынужден был прекращать нападение, так как моих товарищей по звену "оттянули".
Группе Ил-2, идущей на высоте 300 - 500 метров, при нападении неприятельских истребителей необходимо немедленно расходиться в разных направлениях и переходить на бреющий полет. При вынужденном бреющем полете необходимо следить за направлением полета на свою территорию к аэродромам. Лично наблюдал вынужденные посадки Ил-2 из-за недостатка горючего (потеря ориентировки).
6.) Если на участке патрулирования встречали группу примерно 9 самолетов Пе-2, заметив их на дистанции 1000 метров, атаковали группой истребителей сомкнутым строем, что вызывало рассредоточение огня стрелков бомбардировщиков по всей нашей группе истребителей. При атаке бомбардировщиков атаку произвожу сзади снизу, открывая огонь с дальней дистанции, чтобы психически воздействовать на стрелка и затруднить ему прицеливание по атакующему истребителю. Подойдя ближе, веду огонь короткими очередями по моторам и плоскостям (бакам), в большинстве случаев самолет сразу же загорался.
Русские бомбардировщики очень часто делают ошибку, когда они при нападении истребителей рассредотачиваются. Эта тактика совершенно неправильная, так как огонь стрелков строя бомбардировщиков распыляется и теряет свою мощь. Лично часто получал много попаданий в свой самолет от огня сомкнутого строя бомбардировщиков.
Хорошо также уклоняться от атак истребителей уходом на бреющий полет, но и этот маневр нужно производить в сомкнутом строю бомбардировщиков. Атака такого строя бомбардировщиков весьма затруднительна.
Рассредоточение бомбардировщиков можно производить лишь если строй подошел к облачности, где и можно скрыться от атак истребителей, или же находясь поближе к облачности, чем затрудняется атака истребителей.
7.) При встрече с группой русских истребителей всегда стремился набрать высоту, не обнаруживая себя. Набрав высоту, атаку производил, по возможности, со стороны солнца или из-за облаков. Если удалось занять позицию для атаки незамеченным, то атаковал крайний самолет снизу вертикально вверх, ведя огонь по мотору и фюзеляжу.
Русские летчики часто допускают ошибку, не наблюдая за воздухом сзади себя. Не ожидают атаки сзади со стороны своей линии фронта, чем пользовались немецкие летчики, подходя для атаки сзади на дистанцию действительного огня, от чего русские несли потери прежде, чем другие экипажи обнаружат атаку вражеских истребителей.
Если подход истребителей замечен, то мне кажется, нужно немедленно атаковать прямо в лоб.
8.) При разворотах часто приходилось вести прицельную стрельбу. Русские летчики совершают ошибку, когда слишком резко выводят самолет из разворота, вообще резкий маневр. При крутом развороте точность огня понижается. Часто подвергался таким обстрелам, не имея попаданий в свой самолет.
9.) Неоднократно делал выводы из тактики русских истребителей, что после длительного группового (фигурного) боя одиночные русские летчики поступали неправильно, пытаясь занять другую позицию с другой стороны. Если этот маневр производился хотя бы звеном, идущим строем, то такой переход правильный, чтобы занять более выгодную позицию. В этом случае звено должно стремиться набрать высоту с превышением над противником, а потом, выбрав момент, вступить в групповой (фигурный) воздушный бой. Выход из атаки вверх считаю неправильным.
При хорошей маневренности русских истребителей им лучше всего вступать в бой лобовой атакой.
10.) При нападении русских истребителей на немецкие самолеты русские летчики, как правило, открывают огонь с больших дистанций, чем заблаговременно обнаруживают себя и дают возможность приготовиться к отражению их атаки.
11.) При сопровождении бомбардировщиков или штурмовиков русские летчики в большинстве случаев летят далеко от охраняемых ими самолетов и при нападении немецких истребителей запаздывают отразить атаку вражеских истребителей на русские бомбардировщики."