Найти в Дзене
Кинолюбитель.

«Двойной капкан»: самый необычный и самый кассовый советский кинодетектив.

Рекламный постер к фильму.
Рекламный постер к фильму.

Не смотря на популярность жанра, советский кинодетектив был не в особой чести у зрителей в восьмидесятые годы. Советские кинодетективы, в лучшем случае, собирали 20 млн. зрителей, снимали их, в основном, на переферийных студиях. И в глазах зрителей побеждали те детективы, которые предлагали нечто необычное.

Например, «Капкан для шакалов» скрещивал жанр детектива с истерном.

Фильм «Двойной капкан» предлагал зрителю в качестве главного героя крутого агента под прикрытием.

Агенты под прикрытием были возможны в советском кино.

Но это был первый детектив, где агент под прикрытием действовал в современную эпоху. Он не был застегнут на все пуговицы. Носит кроссовки и джинсы. Одет вообще очень модно. Но и официальный пиджак ему идет.

Кроме того, этот детектив позволял себе даже некую вольность, некую иронию в адрес следователя. Конечно, следователь был честным, но вот только честными методами преступников поймать не получалось. Требовались другие методы. И это тоже вольность.

Вряд ли сценарий прошел бы цензурные рогатки. Но дело происходило на Рижской студии, там всегда было посвободнее, да и речь шла об Алоизе Бренче – мэтре рижской студии.

Необычность заключалось даже в хронометраже. Это две серии, почти 140 минут. Тогда советские детективы снимались минут на 80, до полноценных 90 минут экранного времени не доходили. Порой то сюжета хватало на 70 минут. А тут, по хронометражу, сразу же два стандартных советских детектива.

Плюс, огромное количество вольностей. В том, числе и стриптиз на экране. Причем, за деньги. За 50 рублей. И никаких возрастных ограничений.

И образ главного героя больше походил на американского героя, чем на Пал Палыча Знаменского. И не говориться о его звании, партийной принадлежности, об его моральном образе.

Он просто чувствует себя своим в мире опасных преступников, отнимает у главного злодея женщины. Плюс, находит настоящую любовь. Может ловко ударить, и сам терпит удары. А еще выглядит крайне мужественно. Фактически, супермен.

Разумеется, он ловко расправляется с преступниками.

К тому же, добавьте юмор, который редко встречается в советском детективе. Разве только, что в «Трактире на Пятницкой» можно обнаружить элементы юмора. А здесь юмора довольно много. Чего стоит только одна сцена с утюгом. Она не менее знаменита, чем сцена с тем же бытовым прибором в фильме «Воры в законе».

И фраза «Не люблю, когда у меня стоят за спиной» становиться крылатой.

Короче, в фильме есть все составляющие для успеха. И эти составляющие сработали в то время.

А дом, который достался от бабушки главному злодею, и до сих пор поражает своей роскошью.

Фильм обогнал в прокате 1986 года историю недотепы – курьера, и еще большего недотепы мужа в фильме «Прости», стал лидером проката.

Но и сейчас, когда прошло уже 35 лет, фильм вполне себе смотрится. Потому, что времена проходят, реалии меняются, а архетипы остаются, и со временем героев Эллады они не слишком меняются. И даже сейчас зрителю вполне понятна история восстановления справедливости, ибо Родину обворовывать плохо в любые времена, а злодеи, посаженные в клетку, всегда выглядят эффективно, да и музыка Раймонда Паулса на все времена.

Лично я смотрел в кинотеатре этот фильм три раза. Причем, очередь была в день премьеры огромная.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Фотография взята из свободного источника.