Найти тему
Navygaming Channel

Вести из типографии: Американские «флетчеры» – возврат к «гладкопалубникам» стал шагом вперёд!

Построенные в годы Первой мировой войны почти три сотни «гладкопалубников», часть из которых вступила в строй уже в мирное время, на несколько лет с большим запасом перекрыли потребности американского флота в эскадренных миноносцах. И, несмотря на последующие за этим сокращения численного состава миноносных сил за счёт списания устаревших кораблей, их консервации, переоборудования в корабли других классов, к началу 30-х годов количество боеготовых эсминцев типа «Уикс» и «Клемсон» во флоте США было значительно. Однако к середине 20-х годов стало ясно, что пора уже задумываться о более современных кораблях этого класса, построенных с учетом прошедшей войны и способных решать новые задачи с флотом, который начал пополняться тяжёлыми крейсерами и авианосцами. К тому же заокеанские «партнеры» также не давали повода к безмятежному состоянию.

Эскадренный миноносец "Уикс", 1920-е годы
Эскадренный миноносец "Уикс", 1920-е годы

К примеру, Великобритания, «отработав» новые подходы и технологии на двух экспериментальных эсминцах («Амазон» и «Амбускейд»), перешла к серийному строительству эсминцев программы 1927 года (тип «Акаста»). Франция, правильно оценив свои просчёты в пополнении флота эсминцами в годы войны, уже в 1922 году заложила первую серию контрминоносцев типа «Ягуар» (6 единиц), сделав упор на создании быстроходных эсминцев с мощным вооружением. Не осталась в стороне и Япония, которой удалось организовать серийное строительство эсминцев типа «Миникадзе», «Камикадзе» и «Мутсуки» и приступить к проектированию эсминцев «специального типа», которые должны были поддерживать флот на большом удалении от баз.

В США работы над проектом эсминца нового поколения начались в первой половине 1928 года, правда, вскоре были приостановлены, так как выделение финансовых средств на строительство новых кораблей не предусматривалось. К работам вернулись только в начале 1930 года, и к марту 1931 года окончательный проект будущего «Фаррагута» был готов. Интересно, что именно в проекте «Фаррагута» (водоизмещение 1 345-1 395 т, скорость 36,5 узла, 6 500 (12) миль) американские конструкторы отказались от гладкопалубного корпуса, спроектировав корабль с полубаком. Кроме того, корабль получил пять универсальных 127-мм/38 орудий, которые были размещены в диаметральной плоскости, как и два четырёхтрубных торпедных аппарата (вспомним, что «Уиксы» и «Клемсоны» имели побортное размещение вооружения). За проектом «Фаррагута» последовали эсминцы типа «Мэхэн» (16 единиц) и «Данлоп» (2), в которых удалось усилить торпедное вооружение за счёт незначительного увеличения ширины корпуса и использования более компактной, но более мощной энергетической установки. Новые эсминцы стандартным водоизмещением 1 488 т (полное – 2 100 т) были оснащены ГЭУ мощностью 46 000 л.с. (у «Фаррагута» – 42 800 л.с.), развивали скорость 36,5 узла и имели такую же дальность плавания, как у предшественника. Вооружение «мэхэнов» составили всё те же пять 127-мм/38 орудий Mk12 и 3х4-533-мм ТА, причём два торпедных аппарата пришлось разместить снова побортно.

Эсминец "Фаррагут" - первенец в послевоенном американском "эсминцестроении"
Эсминец "Фаррагут" - первенец в послевоенном американском "эсминцестроении"

Попытка ещё увеличить мощность торпедного вооружения привела к появлению четырёх эсминцев типа «Гридли» (программа 1934 финансового года), разработанных на основе проекта «Данлоп» (усовершенствованный «Мэхэн»). На этот раз основанием для проектных работ послужили сомнения в безопасности использования торпед из возвышенного четырёхтрубного ТА. В итоге новые эсминцы вместо одного ТА и одного 127-мм орудия (№ 3) получили два четырёхтрубных торпедных аппарата, которые так же, как и первая пара, были установлены побортно. Таким образом, американские ВМС получили эсминцы с мощным торпедным вооружением, к тому же с высокой скоростью хода. За счёт использования мощной и компактной ГЭУ (50 000 л.с.) эти четыре эсминца со скоростью 38,99 узла стали самыми быстроходными кораблями своего класса в американском флоте.

Эсминец DD-380 "Гридли" с мощным торпедным вооружением
Эсминец DD-380 "Гридли" с мощным торпедным вооружением

Проект «Гридли» получил дальнейшее развитие в эсминцах типа «Бэгли» (программа 1934 года, 8 единиц) и «Бенхэм» (программа 1935 года, 10 единиц). В сущности «Бэгли» представлял собой упрощённый проект «Гридли», адаптированный к возможностям казённых верфей с более прочным корпусом и менее мощной энергетической установкой (46 000 л.с.), что делало их тихоходнее предшественника. На проекте «Бенхэма» вновь удалось увеличить мощность ГЭУ до 50 000 л.с. и обеспечить эсминцам скорость хода 38,5 узла. Эти три проекта эсминцев были достаточно похожи. Их характерной особенностью стало наличие одной довольно массивной дымовой трубы (размеры которой были всё же разными для проектов) и размещение двух носовых орудий в полностью закрытых щитовых установках, кормовые орудия оставались открытыми. Водоизмещение эсминцев данных серий («Гридли», «Бэгли», «Бэнхэм») уже превысило нормативные 1 500 тонн, но фактически они всё ещё относились к «американским 1 500-тонникам»: «Гридли» – 1 590 т, «Бэгли» – 1 646 т, «Бэнхэм» – 1 657 т.

Эсминец DD-397 "Бенхэм" c орудийными установка на кольцевом погоне
Эсминец DD-397 "Бенхэм" c орудийными установка на кольцевом погоне

Следующим типом эсминцев, которыми пополнился американский флот, стал тип «Симс» (программа 1937 финансового года, 12 единиц). По «сложившейся традиции» его проектирование велось на основе последнего проекта (эсминцы типа «Бенхэм»). На этот раз приоритеты у руководства флота изменились в сторону артиллерийского вооружения, в связи с чем проект был изменён для размещения на нём вновь пяти 127-мм/38 орудий за счёт уменьшения количества торпедных аппаратов до трёх (как это уже было у «мэхэнов»). Проектировщикам была поставлена задача по созданию очередного 1 500-тонного эсминца, однако им повезло – уже во время проектирования весной 1936 года вступили в действие положения Лондонского соглашения, согласно которым верхняя граница водоизмещения эсминцев была увеличена до 3 000 т. В то же время это только узаконило появление «подросшего» в размерах эсминца «Симс» (стандартное водоизмещение 1 760 т), так как основные проектные работы были уже готовы. Новый корабль получил пять 127-мм орудий, причём три из них были в полностью закрытых башнях, и три четырёхтрубных ТА. Однако эсминцы типа «Симс» практически всю свою службу провели с 2х4-533 ТА, так как ещё на этапе испытаний первых кораблей этого типа было принято решение вновь избавиться от бортового расположения торпедных аппаратов. В итоге оставшиеся эсминцы достраивались с двумя ТА, расположенными в диаметральной плоскости, а на уже вступивших в строй переоборудование провели летом 1941 года.

Но американцы не были бы американцами, если бы на следующей серии эсминцев, запланированных к постройке по программе 1938 года, не попробовали провести очередной эксперимент. Согласно первоначальному проекту на эсминце нового типа (тип «Бенсон») предполагалось заменить схему размещения энергетической установки с линейной на эшелонную, что сразу отразилось на силуэте – эсминец получил две трубы. В данном случае до четырёх было увеличено количество паровых котлов, что определило стандартное водоизмещение корабля на уровне 1 620 т. Вооружение предполагалось оставить как у «Симса», и с артиллерийским вооружением это почти удалось – корабли получили 5-127-мм/38 орудий, но количество 12,7-мм зенитных пулемётов увеличили до шести. А вот с торпедным вооружением возникли сложности – по проекту вновь предполагалась установка трёх четырёхтрубных ТА, причём два из которых должны были быть установлены побортно. Видимо, уроков из опыта проектирования эсминцев «Симс» американские адмиралы не сделали. И так же, как и с «Симсом», уже в ходе проектирования с учётом пожеланий с действующего флота вновь задумались о том, как бы отказаться от побортного расположения ТА, исключив при этом их поломки и коррозию от воздействия волн. Ситуация понятна, но почему побортное расположение не мешало использованию десятков «уиксов» и «клемсонов»? Как бы то ни было, на эсминцах типа «Бенсон» приняли решение отойти от основного проекта, сократив количество ТА до двух, при этом перейти на пятитрубные установки и установить их в диаметральной плоскости. В итоге американский флот получил достаточно многочисленную серию эсминцев (24 единицы) с мощным бортовым торпедным залпом (2х5-533-мм ТА), причём довольно крупных по размерам. Стандартное водоизмещение новых кораблей превысило проектные 1 620 т, достигнув 1 911 т для эсминцев, строившихся по проекту «Бетлехэм», и 1 838 т – для проекта «Гиббс и Кокс». Поэтому неудивительно, что когда началось проектирование эсминцев типа «Флетчер», в качестве основы были использованы проекты эсминцев типа «Бенсон» и «Симс».

Эскадренный миноносец "Бенсон" - его проект послужил основой для проектирования эсминцев типа "Флетчер"
Эскадренный миноносец "Бенсон" - его проект послужил основой для проектирования эсминцев типа "Флетчер"

Как видно, у США был накоплен достаточно большой опыт в проектировании эскадренных миноносцев и собран большой массив данных по достоинствам и недостаткам различных вариантов вооружения и компоновки корабля. А наличие развитой промышленной базы позволяло практически в любой момент развернуть широкомасштабное строительство кораблей по проекту, который был бы признан наиболее подходящим. И таким проектом стал именно «Флетчер».

Примерно по такому же пути в своё время пошла и Великобритания, только к началу проектирования новых эсминцев эта страна приступила почти на десять лет раньше США. Последовательно наращивая количество новых эсминцев в своем флоте, британское Адмиралтейство, освоив за предвоенные десятилетия серийное строительство «стандартных» эсминцев «алфавитных серий» от «Акасты» (журнал Navygaming, № 6(35) / 2019) до «Икаруса», к 1936 году задумалось о создании более крупных эсминцев с мощным вооружением. В итоге был разработан проект «Трайбл», по которому к 1939 году было построено 16 эсминцев. Эсминцы типа «Трайбл» имели стандартное водоизмещение 1 960 т (полное – 2 520), отличались мощным артиллерийским вооружением, первая серия получила четыре спаренных 120-мм/45 орудия (последующие – 3х2-120-мм/45), и высокой скоростью хода (36 узлов). Однако они оказались достаточно дорогими, поэтому неудивительно, что в дальнейшем появились эсминцы проекта «J», «K», «N», которые за счёт уменьшенных размеров оказались чуть дешевле, а их строительство шло быстрее. Но ближе всех к американским «флетчерам», по нашему мнению, если учесть время закладки головного корабля, оказались эсминцы типа «L» и «М», строившиеся по программам 1937 и 1938 годов. С «флетчерами» их ещё «роднит» и тот факт, что на момент проектирования кораблей этих типов британских конструкторов уже не связывали договорные ограничения, что позволило реализовать некоторые ранее недоступные «задумки». Например, установить спаренные орудия в башеноподобных палубных установках и усилить зенитное вооружение эсминцев. Надо учитывать и то, что в дальнейшем британцы постепенно стали переходить к «противолодочным» эсминцам, потребность в которых возросла с началом войны.

Эскадренный миноносец HMS Hero - представитель эсминцев серии Н.
Эскадренный миноносец HMS Hero - представитель эсминцев серии Н.

Франция была ещё одной европейской державой, активно строившей эскадренные миноносцы в 20-30-е годы ХХ века. Французское военно-морское руководство в послевоенное время уделило достаточно внимания кораблям данного класса, причём старались строить эсминцы, способные бороться с подобными кораблями противника, так называемые «контрминоносцы». Начав с контрминоносцев типа «Ягуар», вошедших в строй флота в 1925-1926 годах, накануне войны французы пополнили свой флот двумя кораблями типа «Могадор», которые завершили эволюцию французских суперэсминцев, практически приблизившись к классу лёгких крейсеров. Если стандартное водоизмещение у «ягуаров» составляло 2 120 т (полное 2 700 т), то у «Могадора» уже 2 570 т (3 380 т). Исходя из этого, нам представляется неверным сравнение «Флетчера» с такими «гигантами», которые ближе к довоенным американским лидерам типа «Сомерс». А вот французские эсминцы «1 700- тонного» класса типа «Ле Харди» были ближе к «флетчерам» и по общей концепции, и по срокам ввода в строй.

Лидер эскадренных миноносцев «Могадор»
Лидер эскадренных миноносцев «Могадор»

Итальянский флот, так же как и французский, в начале 20-х годов ХХ века активно увеличивал количество эскадренных миноносцев в своём составе. Однако в отличие от французов итальянцы первоначально делали ставку на небольшие эсминцы, приспособленные для действий главным образом в акватории Средиземного моря. Однако в ответ на французские программы строительства «контрминоносцев» итальянские эсминцы также стали увеличиваться в размерах. Например, четвёрка эсминцев типа «Маэстрале» имела стандартное водоизмещение 1 615 т (полное – 2 200 т), то есть в пределах водоизмещения американских «Гридли»/«Бэгли»/«Бэнхэм». В результате поступательного развития в 1937 году были заложены первые эсминцы типа «Солдати» (12 единиц), последний из которых вошёл в строй в 1942 году. Стандартное водоизмещение этих эскадренных миноносцев достигло 1 830 т (полное – 2 460 т), в то же время они обладали проектной скоростью 38 узлов и вооружались двумя спаренными 120-мм артиллерийскими установками.

Германия, несмотря на версальские договоренности, тоже не осталась в стороне, и если в конце 20-х годов ей нечего было противопоставить британским, французским и американским эсминцам, то к концу 30-х годов ситуация изменилась. С 1937 года в состав Кригсмарине стали поступать первые германские эскадренные миноносцы типа «Леберехт Маас» (журнал Navygaming, № 3(32) / 2019), причём это были довольно крупные корабли со стандартным водоизмещением более 2 000 т (2 170-2 230 т). А последовавшие за ним эсминцы типа 1936А (головной заложен в 1938 году) имели стандартное водоизмещение 2 600 т, как и их развитие – эсминцы типа 1936А (Mob) (головной заложен в 1940 году). Кроме крупных размеров немецкие эсминцы этих проектов получили мощное артиллерийское вооружение – 4-5-150-мм/46 орудий, тем самым делая их самыми «тяжеловооружёнными» кораблями в своем классе.

Но была ещё одна страна, которая методично совершенствовала свой миноносный флот, с которым ВМС США приходилось считаться в первую очередь. Этой страной была Япония, эсминцы которой вполне закономерно стали «настоящими» соперниками для американских эсминцев типа «Флетчер», как и для всех остальных. Создав важный задел в разработке нового эскадренного миноносца для своего флота в виде эсминцев «специального типа» (типа «Фубуки»), японцы приступили к совершенствованию проекта. Проектируя «Фубуки», «Хатсухару», «Сиратцуи» японское военно-морское руководство ещё старалось придерживаться принятых договорных обязательств, ограничивая (хотя бы формально) водоизмещение новых эсминцев в «пределах 1 500 т». Эсминец «Кагеро», заложенный осенью 1937 года, стал первым, при проектировании которого ограничения Лондонской морской конференции были сняты, что сразу отразилось на его размерах (водоизмещение – 2 030 т). Но ближе к «Флетчеру» по времени закладки и ввода в строй, по нашему мнению, были японские эсминцы следующего за «Кагеро» типа – «Югумо».

Эсминец "Наганами" относился к типу "Югумо"
Эсминец "Наганами" относился к типу "Югумо"

В заключение обзора можно вспомнить и советские эсминцы. К середине 30-х годов СССР смог организовать серийное строительство современных эсминцев типа «Гневный» (проект 7), проект которого был разработан на основе итальянского «Маэстрале». За 28 эсминцами проекта 7 последовали ещё 18, построенных по более крупному усовершенствованному проекту 7у (тип «Сторожевой»). Новый проект кроме увеличенного до 1 900 т водоизмещения (полное – 2 529 т) отличался от предшественника эшелонным размещением энергетической установки и более плотной компоновкой оборудования и устройств, так как размеры корпуса остались прежними. В целом же эти два проекта были почти идентичными и единственными на рассматриваемый период.

Таким образом, как показал небольшой обзор, у «Флетчера» было довольно много иностранных «оппонентов».

Более подробно с особенностями конструкции и боевой службы эскадренных миноносцев типа "Флетчер" вы ВСКОРЕ сможете познакомиться в новом выпуске журнала Navygaming (№3(38)/2020)