Найти тему
OVER 9000

Понятным языком о типах полного привода

Оглавление

Когда-то 99% автомобилей на планете были заднеприводными. А спустя добрых полвека, реалии военных действий Второй мировой войны внезапно выявили острую необходимость оперативной переброски войск. Разумным выходом виделось создание автомобиля, по скорости и маневренности не уступавшего или превосходящего легкие бронетранспортеры, но выигрывающего у таковых в массе, расходе топлива, а также стоимости и простоте производства. Так появились первые условно-легковые внедорожники. В рамках данной статьи предлагаю сделать краткий обзор основных полноприводных схем, использовавшихся (и использующихся по сей день) в мировой автопромышленности.

Жёстко подключаемый полный привод

Он же "парт-тайм". Классическая схема, "дедушка" всех современных полноприводных схем. В штатных условиях машина едет с помощью двух задних колёс. А когда ехать уже нельзя, но очень надо - мудрый водитель подключает передний мост рычагом или кнопкой в салоне. На данный момент такая схема практически себя изжила ввиду неуниверсальности, громоздкости, малой пригодности к движению по сухим ровным поверхностям, и еще кучи факторов. Но УАЗ ещё помнит.

УАЗ Патриот (представитель семейства "парт-таймов") по схеме полного привода практически полностью копирует внедорожники времен Второй мировой
УАЗ Патриот (представитель семейства "парт-таймов") по схеме полного привода практически полностью копирует внедорожники времен Второй мировой

Постоянный полный привод

Он же "фулл-тайм". Схема более прогрессивная, так как имеет свободный межосевой дифференциал. Что означает возможность беспрепятственного перемещения на "всех четырех" не только по глине и сугробам, но и по асфальту. Самый банальный пример - наша родная "Нива". Кроме того, практически все схемы на фулл-тайме имеют возможность принудительной блокировки межосевого дифференциала для движения вне дорог. Короче говоря - логичное развитие "парт-тайма".

Старая-добрая "Нива" - классический представитель "чистопородного" full-time
Старая-добрая "Нива" - классический представитель "чистопородного" full-time

Автоматически-подключаемый полный привод

Вместо чисто-механического дифференциала между двумя осями, стоит более хитрая штука. Называется "вискомуфта", или "дифференциал повышенного трения". Работает по схеме "Torque-on-demand", что на практике означает "Подключать, когда уже застрял". Суть системы в том, что задний мост (при ведущих передних колесах, и наоборот) вступает в работу уже по факту пробуксовки переднего. Такой тип полного привода на заре глобальной урбанизации и автоматизации всего и вся, устанавливался на самых городских кроссоверах и просто легковых автомобилях. На данный момент практически не используется.

VW Passat B2 Syncro - один из первопроходцев автоматически-подключаемого полного привода с вискомуфтой.
VW Passat B2 Syncro - один из первопроходцев автоматически-подключаемого полного привода с вискомуфтой.

Постоянный полный привод с автоматическим перераспределением крутящего момента.

Долго произносится, не менее сложно реализован на практике. Между осями стоит вся та же вискомуфта, или фрикционная муфта (во втором случае внутри нет рабочей жидкости, но есть пакет фрикционов, как в АКПП) . Но муфта не просто "спящая" при обычном движении по шоссе, а имеющая заранее заданное распределение крутящего момента. Например, 70% тяги передается на передние колеса, а оставшиеся 30 - на задние. То есть, у нас всегда полноприводный автомобиль, но с ярко-выраженными повадками переднего привода, что в большинстве случаев является плюсом. Но вот мы попали передними колесами на скользкий бруствер из снега, и передок стал буксовать. Вискомуфта, почувствовав пробуксовку, перекинула с переда на зад дополнительные 60 (к примеру) процентов тягового усилия. Теперь бОльшая часть усилий двигателя идет на задние колеса, которые имеют лучшее сцепление с поверхностью, чем передние. Машина вырвалась из плена. Конечно, это теория, но вот так оно в идеале задумано.

Фрикционная муфта Haldex от концерна Volkswagen в разрезе
Фрикционная муфта Haldex от концерна Volkswagen в разрезе

Надеюсь, кому-то было полезно!