О работах на нефтепроводе Оха — Софийское — Комсомольск-на-Амуре рассказал один из организаторов работ Виктор Иванович Кучера. Картина строительства выглядела довольно мрачно. Управлению в пятидневный срок было поручено подготовить организационно-технические мероприятия с предложениями: сколько и какие подразделения передислоцировать на строительство нефтепровода с учетом развертывания работ одновременно на материке и на острове Сахалин, и отдельно — по прокладке двух ниток через Татарский пролив.
Война, начавшаяся 22 июня 1941 года, принесла новые трудности. Политотдел довел до каждого рабочего, ИТР и служащего приказ начальника управления о значимости строительства и сроках его окончания, развернул массовое социалистическое соревнование между отделениями, участками, бригадами и отдельными участниками строительства.
Строительство дорог, особенно на маревых участках, разворачивалось медленно. Требовалось дополнительно три тысячи рабочих, так как ожидаемые землеройные механизмы в связи с войной на стройку не поступили.
Мною был предложен план переброски людей по льду Амура. С трудом я получил у краевых властей добро, но с предупреждением о моей персональной ответственности. В конце декабря 1941 года группами по 100 человек началась передислокация по замерзшему Амуру по маршруту Комсомольск-на-Амуре — село Софийское и дальше по трассе материка к острову Сахалин. В отделения добавлялось по 750 человек.
Самая сложная задача, стоявшая перед строителями, — прокладка нефтепровода через Татарский пролив. Группа инженеров развернула работы на берегах по сварке плетей труб, на которые были поставлены высококвалифицированные сварщики.
Наступила пора сварить последний стык на проливе. Удостоен этой чести был сварщик, победитель в соревновании, комсомолец Мухомедьяров. Заизолировав последний стык, произвели опрессовку всего трубопровода — на концах труб поставили заглушки, в специально прорезанные отверстия насосы стали закачивать воду. Давление довели до 200 атмосфер. Все стыки испытание выдержали. Произвели изоляцию, и вот наступил ответственный момент: колоссальную трубу опустить на дно пролива и уложить в подготовленное ложе. Мощные тракторы по команде главного инженера Г. Д. Чхеидзе стали плавно со стороны мыса Погиби опускать на стальных тросах трубы, поддерживаемые лебедками, в пролив.
20 сентября 1942 года в штаб управления поступил рапорт об окончании строительства нефтепровода Оха — село Софийское и готовности к перекачке нефти по нефтепроводу. Начальник управления Г. М. Ориентлихерман дал команду пустить нефть.
На промыслах у емкостей состоялся митинг строителей и нефтяников. Его открыл первый секретарь Охинского горкома партии И. И. Грачев. В своем выступлении он рассказал о том, какую огромную помощь оказали строители нефтяникам. Нефтепровод дал возможность круглосуточно добывать нефть из скважин и перекачивать ее по построенному в небывалый срок такому замечательному сооружению.
Заработали насосные станции перекачки, нефть с острова пошла на материк. В тот же день я вылетел в Комсомольск-на-Амуре. Руководство и политотдел доложили в ЦК партии и в СНК о досрочном, на год и три месяца ранее установленного срока, окончании строительства нефтепровода.
На строительстве объектов нефтепровода мне довелось встречаться с Ажаевым, был он и во время спуска трубопровода на Татарском проливе. Мне и в голову не приходило, что Василий Николаевич работает над большим романом и что сюжетом его является наше строительство. Ажаев был скромным и, став известным писателем, остался таким же. Когда в 1949 году В. Н. Ажаев приезжал в Комсомольск-на-Амуре, состоялась встреча с земляками. Он рассказывал собравшимся о творческих планах и отвечал на многочисленные вопросы. Проводить его в Москву на вокзал пришла большая группа людей, среди них были и те, кто работал рядом с писателем.
Skr.su недавно подробно рассказывало о работе нефтяников в годы войны.
Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!