Найти тему
История экономики

Парагвайский социализм, попытка №1

Руины одной из иезуитских редукций
Руины одной из иезуитских редукций

На свете случались времена, когда прогресс двигался неспешно, во всяком случае, куда как медленнее, чем сейчас, технические новшества сменяли друг друга не так стремительно, и социальные эксперименты (пусть и не было тогда такого понятия) растягивались на века, неспешно уничтожая их участников.

Наверное, нет в истории более яркого социалистического эксперимента, поставленного на людях, чем история Парагвая.

Причем началом этого эксперимента стоит считать не правление доктора Франсии (о котором речь, конечно, непременно пойдет, но позже), а - так называемые иезуитские редукции, поселения, в которые были согнаны местные индейцы (преимущественно гуарани, о которых колонизаторы писали как о каннибалах, откармливающих женщин даже своего собственного племени "на черный день" - понимаете, как они относились к чужакам).

Иезуиты сумели завоевать расположение гуарани своим жестким противодействием обращения последних в рабство.

В итоге (с 1608 года) появились те самые "редукции" - поселения, где главой администрации был иезуит, а населением - воцерквленные гуарани.

Антонио Руиз де Монтойя, иезуит, основатель редукций
Антонио Руиз де Монтойя, иезуит, основатель редукций

Строго регламентированная жизнь в таких поселениях (числом 18, при 170 тысячах жителей - в момент расцвета, все - на территории Парагвая) была неким рывком вперед для гуарани - иезуиты обучали их новым приемам обработки почвы и возделыванию новых культур и ремеслам (чего раньше гуарани не знали), а ведущей отраслью стало скотоводство - стада в редукциях были тучны и многочисленны.

Часть произведенного экспортировалась за предел редукций - выручка в лучшие года составляла около 100 тысяч песо в год (важнейшими статьями расходов были - 1. Украшение церкви и 2. Уплата налогов светским властям), что было чрезвычайно много для нескольких деревень.

Правда, заметим, что и доход редукций, достигнув своего пика в середине XVII века, падал с тех пор неуклонно.

Регламентация жизни в редукциях пронизывала всё - начиная от единообразной архитектуры поселений (в центре которых, понятно, была площадь, в центре которой, в свою очередь, находился собор, выдержанный непременно в стиле барокко.

Дома строились одинаковые - обязательно кирпичные с соломенной крышей, рассчитанные на 4-6 человек каждый - это была одна очень маленькая комната с глиняным полом.

По описаниям, обстановка внутри была ужасающей, грязь, вонь, насекомые - тем мощнее был контраст с убранством храмов, именно на них тратилась большая часть полученных от экспорта денег.

Колокол ежеутренне созывал поселенцев на молитву, после которой следовал общий завтрак (прием пищи был регламентирован и являлся общим собранием своего рода и одновременно - перекличкой).

Гуарани на построении в редукции
Гуарани на построении в редукции

Поселенцы шли на работу, утренняя и вечерняя часть была разделена сиестой, в воскресенье или праздник работы не проводились.

Собственности поселенцам не полагалось - их кормили и одевали, распределяя совместно нажитое, которое складывали в специальных общественных хранилищах.

Впрочем, допускалось что-то вроде "огородов" - у каждой семьи был собственный небольшой надел, работать на котором, однако, можно было весьма ограниченное время.

Денег не существовало, не существовало и товарообмена между редукциями.

Кроме еды, распределялся холст для одежды (5,5 кв. м. в год на мужчину и 4,5 на женщину), каждая семья получала нож и топор и т.п.

"Можно им давать что-либо, чтобы они чувствовали себя довольными, но надо следить, чтобы у них не появилось чувство заинтересованности" - эта фраза из наставлений иезуитов хорошо характеризует их "социалистический подход" и отношение к труду, которого они добивались.

Характерно, что в конце концов экономика редукций пришла в упадок (сказалась незаинтересованность гуарани в работе, как следствие - чрезвычайно низкая и, более того, стабильно падающая производительность труда), и тогда иезуиты вяло пытались ввести некие экономические новшества, допуская частичную частную собственность - но делали это слишком осторожно, и успеха этот почин не имел.

Регламентировано было и управление редукциями, в котором принимали участие не только иезуиты (собственно, иезуит был - один на поселок, так сказать, местный глава администрации, из "белых" еще викарий - священник, но в конце истории редукций и эту роль, роль "политрука", нередко занимали выходцы из индейцев), но и многочисленные местные, "касики".

Надо сказать, что касики избирались (по списку, предложенному иезуитом) простым поднятием рук.

Законов не существовало - все дела велись на усмотрение патера - иезуита, который мог отменить любое распоряжение касика, и в любой момент заменить касика, предложив избрать вместо него другого человека.

Касики распоряжались при проведении работ, наблюдали за соблюдением постов, были, своего рода, старостами и десятниками в поселках.

И еще - командирами в ополчении.

Ополчение было создано для защиты от охотников за рабами - бандейрантами, или, иначе, паулистами (Сан-Пауло был крупнейшим центром работорговли на континенте) - каждая редукция имела в своем составе восемь рот во главе с капитаном.

Армия оказалась крепка - бандейранты потерпели несколько серьезных поражений и надолго оставили редукции в покое, предпочитая добычу попроще.

Индейцы, захваченные бандейрантами
Индейцы, захваченные бандейрантами

Надо сказать, что иезуиты всячески противились гражданским властям колоний - их власть об бога, она выше власти светской...

Что, в итоге, и сыграло свою роль в судьбе редукций: в 1750 году по испано-португальскому договору 7 редукций были переданы в управление Бразилии.

Иезуиты не согласились с этим решением - начался открытый саботаж решений властей, вылившийся, в итоге, в войну Испании и Португалии против гуарани.

Последние имели вполне боеспособную армию, но все же, в итоге пятилетней ожесточеннейшей и кровопролитнейшей войны, потерпели поражение.

Гуарани
Гуарани

Сказалась лучшая обученность и лучшее вооружение войск европейских держав - в одном из решающих сражений, например, погибло 1113 гуарани и всего четверо их противников.

Экономический упадок редукций не позволял им вести серьезную войну - денег ("экспортной выручки") не хватало на оружие, а "общественные земли" с трудом могли уже прокормить и население, и армию.

В 1758 году все было кончено: гуарани были разгромлены повсеместно.

В 1759 году орден иезуитов был запрещен в Португалии, а в 1768 и на испанских территориях - имущество редукций было конфисковано казной (при учете выяснилось, что одно только поголовье скота составляло 725 тысяч), иезуиты высланы из страны.

Население редукций вернулось к своей обыденной жизни: подавляющее большинство гуарани, оставшись без земли, ушли в лес, занявшись традиционным делом предков - охотой и рыболовством.

Но память о "социализме", конечно, сохранялась в рассказах, воспоминаниях и преданиях не слишком-то глубокой старины, и когда появился (в 1811 году) новый мессия, "спаситель" и "отец нации" - метис, выходец из Бразилии, доктор Франсия, то его обещание "социализма" и "уравниловки" упали на отлично подготовленную почву.

Остатки редукции, наше время
Остатки редукции, наше время

Но об этом социализме, "социализме номер два" по-парагвайски - напишу отдельно.

#экономическиеистории

Связанные публикации:

Парагвай, продолжение

Парагвай, окончание

P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect

И в Facebook #экономическиеистории