Найти в Дзене
Человек-метро

Печорский автобус. Последний Икарус

Оглавление

Четвертый город Республики Коми с 40-тысячным населением разумеется всегда нуждался в городском транспорте и с учетом климатических особенностей автобус был, наверное, наиболее простым и адекватным решением.

Хотя и есть положительные примеры работы городского электрического в условиях севера - троллейбус в Мурманске или трамвай в Архангельске (в настоящее время, к сожалению, преступно уничтоженный), республика Коми так и не смогла разжиться ни в одном городе ни троллейбусом ни трамваем.

Свой городской статус Печора обрела в январе 1949 года, а уже в мае было утверждено временное расписание городского автобусного движения. Примечательно, что за перевозку пассажиров взялся не вновь организованный автобусный парк, например, или АТП, а Печорское речное пароходство – то есть порт! При этом одним из пунктов распоряжения было:

«воспретить перевозку пассажиров за плату машинами других организаций, кроме автомашин Печорского речного порта.»

31 августа 1954 г. ГЗА-651. Фото Комлева Б.В.
31 августа 1954 г. ГЗА-651. Фото Комлева Б.В.

Путь автобусного развития

В конце 1949 года за перевозку пассажиров взялся горкомхоз. Первыми печорскими автобусами по всей видимости стали будущие пазики в лице горьковских ГЗА-651.

ГЗА-651 и его водитель Николай Николаевич Хозяинов. Снимок из группы VK: https://vk.com/busespechora
ГЗА-651 и его водитель Николай Николаевич Хозяинов. Снимок из группы VK: https://vk.com/busespechora
Николай Николаевич видимо любил фотографироваться и был совершенным молодцом - ведь мы можем благодаря ему полюбоваться эпохой и автобусами! Снимок из группы VK: https://vk.com/busespechora
Николай Николаевич видимо любил фотографироваться и был совершенным молодцом - ведь мы можем благодаря ему полюбоваться эпохой и автобусами! Снимок из группы VK: https://vk.com/busespechora

Полноценное же специализированное предприятие появилось только 15 марта 1955 года, когда было создано Печорское АТП.

На его балансе было совсем немного техники— буквально два сильно потрёпанных грузовика, три автобуса ПАЗ-651 и два грузовых такси. За год этими машинами было перевезено 6 тысяч тонн грузов и 530 тысяч пассажиров. В дальнейшем парк пополнили ПАЗиками уже модной вагонной компоновки, модели 652.

Заметка
Заметка
Николай Николаевич позволил нам воссоздать образ ПАЗиков в работе. Предположительно конец 1960-х годов. Реставрация фотографии: Игорь Дементьев, 2014 год.
Николай Николаевич позволил нам воссоздать образ ПАЗиков в работе. Предположительно конец 1960-х годов. Реставрация фотографии: Игорь Дементьев, 2014 год.

Учитывая относительно небольшие объемы перевозок (в сравнении с крупными городами с разветвленной маршрутной сетью), Печора вполне обходилась автобусами так называемого малого класса - это машины, которые имеют длину до 8 метров и могут перевозить до 40 пассажиров. К таковым относят ПАЗики и КАВЗики.

Площадь Горького. г. Печора, 1969г. Из коллекции музея сош №83
Площадь Горького. г. Печора, 1969г. Из коллекции музея сош №83

По мере морального устаревания техники Печора обновляла свой парк и вслед за ПАЗами 652-й модели, стала получать уже ПАЗы поновее - 672-е!

Здесь мы видим ПАЗики более поздней модели 672. Снимок из группы VK: https://vk.com/busespechora
Здесь мы видим ПАЗики более поздней модели 672. Снимок из группы VK: https://vk.com/busespechora
Остатки былой роскоши. Фото Игоря Дементьева, 2002 год
Остатки былой роскоши. Фото Игоря Дементьева, 2002 год

Было развито в Печоре и такси. Первых пассажиров-любителей комфортной езды возили на горьковских автомобилях "Победа", а после, разумеется, на "Волгах"!

Не Победа, но Волга!
Не Победа, но Волга!

Печорские луноходы

На исторических снимках, которых не так уж и много, можно заметить и другие модели автобусов, используемых в Печоре, например, легендарный ЛИАЗ-677. Трудно назвать города, где этих машин не было, теперь же трудно сказать, где они по-прежнему работают (Посёлок Лесной в Рязанской области [поправили - уже не работают], например, или Арзамас).

Cнимок из группы VK: https://vk.com/busespechora
Cнимок из группы VK: https://vk.com/busespechora
ЛИАЗ-677 на улицах Печоры
ЛИАЗ-677 на улицах Печоры

Этот родной с детства звук, напоминающий звон бутылок, наверняка помнят многие. А ведь для своего времени этот автобус был, можно сказать, передовой разработкой отечественных конструкторов! Вещь широкоизвестная, но тем не менее - у этих автобусов не было привычной "кочерги" переключения передач, а вместо неё - гидротрансформатор. По сути АКПП!

ЛИАЗ отправляется от вокзала станции Печора. Видим, кстати, первоначальный вид здания.
ЛИАЗ отправляется от вокзала станции Печора. Видим, кстати, первоначальный вид здания.

В среде водителей и слесарей многочисленных автотранспортных предприятий великой страны сохранилось несколько вариантов прозвищ для модели ЛиАЗ-677 - это "скотовоз" и "луноход".

Нужен большой гараж!

Разумеется для качественного обслуживания автобусов требовалась специальная база, поэтому уже к 1960-м годам назрела потребность в постройке полноценного, можно сказать, автобусного парка, что и было сделано.

Строительство боксов будущего Авто-Транспортного Предприятия на Лесной улице. Фотография Смагина А.А. 1960-е годы
Строительство боксов будущего Авто-Транспортного Предприятия на Лесной улице. Фотография Смагина А.А. 1960-е годы
В настоящее время предприятие (то, что от него осталось) выглядит примерно так. Автор снимка: Игорь Подобаев
В настоящее время предприятие (то, что от него осталось) выглядит примерно так. Автор снимка: Игорь Подобаев

Автобус мечты с печорской пропиской

Самым, пожалуй, грандиозным автобусом, который видела печорская земля, был однозначно Икарус! Величественные венгры, которые поступили сюда и на которых мне посчастливилось прокатиться в 2009 году, были из числе последних партий, поступивших в Россию - 1998 год.

Икарусы Печорского АТП и прекрасный РАФ на крыше предприятия - даже фары светились! Автор: Егор Саяпин
Икарусы Печорского АТП и прекрасный РАФ на крыше предприятия - даже фары светились! Автор: Егор Саяпин
Эта картинка очень популярна у магнитоделов
Эта картинка очень популярна у магнитоделов
Икарус на основном городском маршруте №1 отправляется от Печорского вокзала. 2010 г. Источник: Photobus.msk.ru, пользователь ZapFan.
Икарус на основном городском маршруте №1 отправляется от Печорского вокзала. 2010 г. Источник: Photobus.msk.ru, пользователь ZapFan.

Печорцам достались венгерские машины под индексом 263.10. Это были хорошо известные, проверенные временем и пассажиром односекционные Икарусы, в основе которых лежал более распространенный Икарус модели 260.

Двести шестьдесят третьи выпускались позднее и отличались большей на 1 метр длиной, меньшим количеством сидячих мест и некоторыми другими мелочами.

Икарус въезжает в жд часть города
Икарус въезжает в жд часть города

Преимуществом Икарусов над выпускаемыми в советском союзе автобусами было уникальное расположение двигателя - по центру кузова (если сбоку смотреть) и под полом салона. Это позволило самым оптимальным образом использовать пространство для пассажиров и создать удачную развесовку. Отечественные же автобусы выпускали либо с двигателями сзади (Львовский ЛАЗ) либо с двигателями спереди (ЛиАЗ, ПАЗ и др.).

Уникальные экземпляры

Совсем в небольшом количестве, а, если быть точным, в количестве двух штук, был в Печоре городской "квадратный" ЛиАЗ модели 5256.

Тот самый ЛИАЗ-5256.00. Cнимок из группы VK: https://vk.com/busespechora
Тот самый ЛИАЗ-5256.00. Cнимок из группы VK: https://vk.com/busespechora

Фотографий автобусов в работе почти нет, а на одной из немногих, что мне удалось найти, можно увидеть как несчастный водитель пытается устранить неисправность под полом кузова.

Советская площадь, 1 августа 2007 года. Cнимок из группы VK: https://vk.com/busespechora
Советская площадь, 1 августа 2007 года. Cнимок из группы VK: https://vk.com/busespechora

Возможно причина невысокой надёжности ЛИАЗа и поставили крест на его дальнейшей эксплуатации. С переменным успехом проработал он чуть более десять лет.

Списанный ЛиАЗ-5256.00 на территории ПАТП в 2012 году. Автор: yR29ik, сайт photobus.msk.ru
Списанный ЛиАЗ-5256.00 на территории ПАТП в 2012 году. Автор: yR29ik, сайт photobus.msk.ru

Но был и еще один автобусный эксклюзив - городской автобус родом из Тамбовской области - МАРЗ-52661. Эти машины строились в городе Мичуринск на ныне обанкротившемся авторемонтном заводе.

Списанный МАРЗик на территории ПАТП в 2012 году. Автор: yR29ik, сайт photobus.msk.ru
Списанный МАРЗик на территории ПАТП в 2012 году. Автор: yR29ik, сайт photobus.msk.ru

Автобусы МАРЗ, ласково прозванные "марзиками", были в определенной степени самобытной конструкцией, хотя в очертаниях угадываются очертания массовой модели Ликино-Дулёвского автобусного завода (5256). Среди основных минусов МАРЗов называли шумный двигатель,сильные вибрации и очень низкое даже качество сборки.

К большому сожалению фотографий рабочей машины найти не удалось.

Золотник из Елгавы

На поприще перевозки пассажиров трудились в Печоре и совсем маленькие машины и я не про ГАЗели, а про их предшественников - латвийские микроавтобусы марки РАФ, один из которых, по всей видимости, и был использован для создания декорации въездных ворот Печорского АТП.

Источник: https://vk.com/pechora_100streets
Источник: https://vk.com/pechora_100streets

По всей видимости один из бывших ПАТПовских РАФов мне попался в железнодорожной части в 2009 году.

-26

Крах системы

К великому сожалению светлая история полноценного и цельного Печорского автобуса подошла к концу к 2015 году, когда транспортное предприятие ООО "Печорские пассажирские линии", бывшее наследником печорского АТП было упразднено, а маршрутное движение было поделено между частными владельцами автобусов.

В связи в высоким моральным износом примерно в 2011-2012 годах быстро пошли под "нож" все скотовозики ЛиАЗы 677М.

Списанный ЛиАЗ-677М на территории ПАТП в 2012 году. Автор: yR29ik, сайт photobus.msk.ru
Списанный ЛиАЗ-677М на территории ПАТП в 2012 году. Автор: yR29ik, сайт photobus.msk.ru
Списанный ЛиАЗ-677М на территории ПАТП в 2012 году. Автор: yR29ik, сайт photobus.msk.ru
Списанный ЛиАЗ-677М на территории ПАТП в 2012 году. Автор: yR29ik, сайт photobus.msk.ru

Следом пошло и вовсе ужасное - списывать и резать стали венгров.

Всё, что осталось от Икаруса...
Всё, что осталось от Икаруса...

Что же в сухом остатке? Движение в Печоре сохранено, но нет как такового общего оператора, универсальной ремонтной базы. Перевозки отданы на откуп частникам, которые используют ПАЗы и ГАЗели.

Типичный автобусный представитель большинства российских городов
Типичный автобусный представитель большинства российских городов
ПАЗ на втором маршруте.
ПАЗ на втором маршруте.

Чудом спасенный Икар

Один из самых последних Икарусов, который возил печорцев невероятным образом всё-таки был сохранен! Один бизнесмен из посёлка Кожва на левом берегу Печоры выкупил машину под парковым номером 931 и перевёз её на свою базу, где мне и посчастливилось его найти в начале 2015 года.

Новый владелец автобуса, занимающийся в том числе инженерно-техническим обеспечением многочисленных объектов нефтегазового комплекса (прошу простить, если некорректно сформулировал - насколько запомнил), планировал использовать машину для служебной развозки.

О состоянии Икаруса в настоящее время к сожалению информации нет, но будем надеяться, что он всё же жив.

50 лет Печоре!
50 лет Печоре!

На этом всё, друзья! Спасибо за терпение и внимание! Напишите, пожалуйста, какой автобус больше всего нравился или нравится сейчас вам в Печоре.

Другие части цикла:

Часть 1. Республика Коми. Посёлок Кожва

Часть 2. Радиоактивный дом

Часть 3. Кожвинская лесобаза и её железная дорога, которые ушли в небытие.

Часть 4. Станция Кожва - железнодорожный заповедник

Часть 5. Печорский железнодорожный мост - переправа ценою в жизнь, которая могла быть взорвана

Часть 6. Город Печора - оазис в тайге

Часть 7. Город Печора - дом железнодорожников

Часть 9. Станция Печора. Четыре километра железнодорожного восторга

Часть 10. Локомотивное депо Печора. Как тепловозы морили холодом

Подписывайтесь, друзья, впереди еще много интересного!