Четвертый город Республики Коми с 40-тысячным населением разумеется всегда нуждался в городском транспорте и с учетом климатических особенностей автобус был, наверное, наиболее простым и адекватным решением.
Хотя и есть положительные примеры работы городского электрического в условиях севера - троллейбус в Мурманске или трамвай в Архангельске (в настоящее время, к сожалению, преступно уничтоженный), республика Коми так и не смогла разжиться ни в одном городе ни троллейбусом ни трамваем.
Свой городской статус Печора обрела в январе 1949 года, а уже в мае было утверждено временное расписание городского автобусного движения. Примечательно, что за перевозку пассажиров взялся не вновь организованный автобусный парк, например, или АТП, а Печорское речное пароходство – то есть порт! При этом одним из пунктов распоряжения было:
«воспретить перевозку пассажиров за плату машинами других организаций, кроме автомашин Печорского речного порта.»
Путь автобусного развития
В конце 1949 года за перевозку пассажиров взялся горкомхоз. Первыми печорскими автобусами по всей видимости стали будущие пазики в лице горьковских ГЗА-651.
Полноценное же специализированное предприятие появилось только 15 марта 1955 года, когда было создано Печорское АТП.
На его балансе было совсем немного техники— буквально два сильно потрёпанных грузовика, три автобуса ПАЗ-651 и два грузовых такси. За год этими машинами было перевезено 6 тысяч тонн грузов и 530 тысяч пассажиров. В дальнейшем парк пополнили ПАЗиками уже модной вагонной компоновки, модели 652.
Учитывая относительно небольшие объемы перевозок (в сравнении с крупными городами с разветвленной маршрутной сетью), Печора вполне обходилась автобусами так называемого малого класса - это машины, которые имеют длину до 8 метров и могут перевозить до 40 пассажиров. К таковым относят ПАЗики и КАВЗики.
По мере морального устаревания техники Печора обновляла свой парк и вслед за ПАЗами 652-й модели, стала получать уже ПАЗы поновее - 672-е!
Было развито в Печоре и такси. Первых пассажиров-любителей комфортной езды возили на горьковских автомобилях "Победа", а после, разумеется, на "Волгах"!
Печорские луноходы
На исторических снимках, которых не так уж и много, можно заметить и другие модели автобусов, используемых в Печоре, например, легендарный ЛИАЗ-677. Трудно назвать города, где этих машин не было, теперь же трудно сказать, где они по-прежнему работают (Посёлок Лесной в Рязанской области [поправили - уже не работают], например, или Арзамас).
Этот родной с детства звук, напоминающий звон бутылок, наверняка помнят многие. А ведь для своего времени этот автобус был, можно сказать, передовой разработкой отечественных конструкторов! Вещь широкоизвестная, но тем не менее - у этих автобусов не было привычной "кочерги" переключения передач, а вместо неё - гидротрансформатор. По сути АКПП!
В среде водителей и слесарей многочисленных автотранспортных предприятий великой страны сохранилось несколько вариантов прозвищ для модели ЛиАЗ-677 - это "скотовоз" и "луноход".
Нужен большой гараж!
Разумеется для качественного обслуживания автобусов требовалась специальная база, поэтому уже к 1960-м годам назрела потребность в постройке полноценного, можно сказать, автобусного парка, что и было сделано.
Автобус мечты с печорской пропиской
Самым, пожалуй, грандиозным автобусом, который видела печорская земля, был однозначно Икарус! Величественные венгры, которые поступили сюда и на которых мне посчастливилось прокатиться в 2009 году, были из числе последних партий, поступивших в Россию - 1998 год.
Печорцам достались венгерские машины под индексом 263.10. Это были хорошо известные, проверенные временем и пассажиром односекционные Икарусы, в основе которых лежал более распространенный Икарус модели 260.
Двести шестьдесят третьи выпускались позднее и отличались большей на 1 метр длиной, меньшим количеством сидячих мест и некоторыми другими мелочами.
Преимуществом Икарусов над выпускаемыми в советском союзе автобусами было уникальное расположение двигателя - по центру кузова (если сбоку смотреть) и под полом салона. Это позволило самым оптимальным образом использовать пространство для пассажиров и создать удачную развесовку. Отечественные же автобусы выпускали либо с двигателями сзади (Львовский ЛАЗ) либо с двигателями спереди (ЛиАЗ, ПАЗ и др.).
Уникальные экземпляры
Совсем в небольшом количестве, а, если быть точным, в количестве двух штук, был в Печоре городской "квадратный" ЛиАЗ модели 5256.
Фотографий автобусов в работе почти нет, а на одной из немногих, что мне удалось найти, можно увидеть как несчастный водитель пытается устранить неисправность под полом кузова.
Возможно причина невысокой надёжности ЛИАЗа и поставили крест на его дальнейшей эксплуатации. С переменным успехом проработал он чуть более десять лет.
Но был и еще один автобусный эксклюзив - городской автобус родом из Тамбовской области - МАРЗ-52661. Эти машины строились в городе Мичуринск на ныне обанкротившемся авторемонтном заводе.
Автобусы МАРЗ, ласково прозванные "марзиками", были в определенной степени самобытной конструкцией, хотя в очертаниях угадываются очертания массовой модели Ликино-Дулёвского автобусного завода (5256). Среди основных минусов МАРЗов называли шумный двигатель,сильные вибрации и очень низкое даже качество сборки.
К большому сожалению фотографий рабочей машины найти не удалось.
Золотник из Елгавы
На поприще перевозки пассажиров трудились в Печоре и совсем маленькие машины и я не про ГАЗели, а про их предшественников - латвийские микроавтобусы марки РАФ, один из которых, по всей видимости, и был использован для создания декорации въездных ворот Печорского АТП.
По всей видимости один из бывших ПАТПовских РАФов мне попался в железнодорожной части в 2009 году.
Крах системы
К великому сожалению светлая история полноценного и цельного Печорского автобуса подошла к концу к 2015 году, когда транспортное предприятие ООО "Печорские пассажирские линии", бывшее наследником печорского АТП было упразднено, а маршрутное движение было поделено между частными владельцами автобусов.
В связи в высоким моральным износом примерно в 2011-2012 годах быстро пошли под "нож" все скотовозики ЛиАЗы 677М.
Следом пошло и вовсе ужасное - списывать и резать стали венгров.
Что же в сухом остатке? Движение в Печоре сохранено, но нет как такового общего оператора, универсальной ремонтной базы. Перевозки отданы на откуп частникам, которые используют ПАЗы и ГАЗели.
Чудом спасенный Икар
Один из самых последних Икарусов, который возил печорцев невероятным образом всё-таки был сохранен! Один бизнесмен из посёлка Кожва на левом берегу Печоры выкупил машину под парковым номером 931 и перевёз её на свою базу, где мне и посчастливилось его найти в начале 2015 года.
Новый владелец автобуса, занимающийся в том числе инженерно-техническим обеспечением многочисленных объектов нефтегазового комплекса (прошу простить, если некорректно сформулировал - насколько запомнил), планировал использовать машину для служебной развозки.
О состоянии Икаруса в настоящее время к сожалению информации нет, но будем надеяться, что он всё же жив.
На этом всё, друзья! Спасибо за терпение и внимание! Напишите, пожалуйста, какой автобус больше всего нравился или нравится сейчас вам в Печоре.
Другие части цикла:
Часть 1. Республика Коми. Посёлок Кожва
Часть 3. Кожвинская лесобаза и её железная дорога, которые ушли в небытие.
Часть 4. Станция Кожва - железнодорожный заповедник
Часть 5. Печорский железнодорожный мост - переправа ценою в жизнь, которая могла быть взорвана
Часть 6. Город Печора - оазис в тайге
Часть 7. Город Печора - дом железнодорожников
Часть 9. Станция Печора. Четыре километра железнодорожного восторга
Часть 10. Локомотивное депо Печора. Как тепловозы морили холодом
Подписывайтесь, друзья, впереди еще много интересного!