Найти тему
Буддизм. Amida Times.

О "личности", "карме" и "перерождении"

Сансара — это цикл повторяющихся рождений и смертей, через которые непросветленные живые существа должны пройти вследствие обусловленности своей прошлой кармой и наличия у себя слепых страстей. Но, прежде чем идти дальше, нужно понять, что такое "живое существо" или "личность" в соответствии с буддийским учением, а также, что такое "карма" и "перерождение".

Изображение с сайта www.pinterest.ru.
Изображение с сайта www.pinterest.ru.

Итак, представьте, что перед вами находится автомобиль. Вы снимаете с него одно из колёс и откладываете его в сторону. Автомобиль и колесо, которое вы отложили, — это одно и то же? Конечно, нет. Проделайте то же со вторым колесом и продолжайте дальше в том же духе, каждый раз задавая себе этот вопрос. Разбирайте автомобиль до тех пор, пока не разберёте его окончательно. Теперь снова спросите себя: можно ли все отдельные детали, находящиеся сейчас вокруг вас, назвать "автомобилем"? Очевидно, что нет.

Так что же такое автомобиль? Это название даётся совокупности элементов, собравшихся вместе и функционирующих в течение какого-то времени. Что такое личность (как человеческая, так и не-человеческая) с точки зрения буддизма? Совокупность элементов, существующая в течение какого-то промежутка времени. Эти элементы суть идеи, ощущения, чувства, мысли и т. д. Все они вместе и представляют собой "живое существо" как человеческое, так и не-человеческое. Это объяснение нужно иметь в виду, если мы хотим понять буддийское учение. Личность — это не что-то само по себе, но совокупность различных ощущений, чувств, идей, мыслей и т. д., объединённых в данный момент.

Основной характеристикой этой совокупности элементов является изменение, движение. Глядя на жизнь любого человека можно в полной мере увидеть, как непрерывно течёт и меняется вся совокупность элементов, его составляющих. Человеческая личность в трёхлетнем возрасте и в двадцать лет — не одно и то же, потому что разному возрасту соответствуют, если можно так сказать, разные фазы движения. Компоненты, из которых состояла личность в трёхлетнем возрасте и из которых состоит сейчас, имеют разное содержание и разную форму. А ещё через двадцать лет вы сможете увидеть ещё одного, нового, Джона, Джорджа или Майка. Что-то сохранится, но в то же время что-то непременно изменится. Мы сейчас не те, кем были в трёхлетнем возрасте, как и не те, кем будем являться через двадцать лет. В буддизме это называется доктриной не-эго или не-я. Все вещи существуют из-за причин и условий, и поэтому не имеют собственной природы или неизменного, постоянного самобытия. Вот почему мы говорим о них, что они пусты. Вещь появляется и существует тогда, когда объединяются причины и условия; когда они исчезают, вещь также исчезает. Если причины и условия меняются, вещь также изменяется.

Теперь давайте задумаемся, что заставляет эту совокупность элементов двигаться, жить? Будда отвечает: желания и страсти (алчность). Наши желания и стремления побуждают нас двигаться в том или ином направлении; они меняют нашу личную историю и порождают карму, действие. Карма — это закон причины и следствия. Термин "карма" происходит от санскритского слова "karman", которое означает действие. Причём действие абсолютное любое — мыслью, словом или поступком. Поэтому и говорится, что существует три вида кармы: карма мысли, карма речи и карма действия или тела. Всё, что мы думаем, говорим или делаем влияет на нашу личную историю. То, чем мы являемся сейчас, представляет собой результат того, что мы думали, говорили или делали в прошлом, в предыдущих или в нынешней жизни; то, что мы думаем, говорим и делаем сейчас определяет то, какими мы станем в будущем.

Как уже было сказано ранее, то, что обычно называют "личностью", постоянно меняется, например, человек через десять лет не будет идентичен тому, кем он является сегодня. Мы отметили, что, хотя он и не будет тем же самым, но что-то от прежнего в нём остаётся; это "что-то" есть непрерывная причинно-следственной связь. Когда один крестьянин разжигает рядом со своим домом костёр, и огонь, распространившись на всю деревню, сжигает дом другого крестьянина на противоположной её стороне, первый крестьянин может сказать, что он не имеет никакого отношения к этому, поскольку огонь, спаливший дом второго крестьянина, не тот, который горел в его костре. Однако между огнём костра и огнём, спалившим дом второго крестьянина, существует нерушимая причинно-следственная связь. Так же обстоят дела и с кармой. Постоянно изменяющаяся совокупность элементов, то есть человек или любое другое живое существо, приводится в движение желанием, которое порождает карму. Мы являемся результатом нашей собственной кармы.

Действие кармы не прекращается в момент смерти и определяет наше рождение в следующей жизни. И теперь мы подошли к тому, что называется "реинкарнацией". Но с буддийской точки зрения более подходящим словом здесь будет перерождение. В термине "реинкарнация" подразумевается, что существует некая ни от чего не зависящая, неизменная субстанция, которая переходит из одного тела в другое. Но, как мы установили ранее, совокупность элементов называемая "личность" находится в постоянном движении и изменении, поэтому в буддийских текстах часто используется термин "поток сознания", чтобы это постоянное изменение подчеркнуть. Именно поэтому слово перерождение более точное, нежели "реинкарнация". Человек в течение своей жизни постоянно умирает и перерождается в соответствии с теми стремлениями и желаниями, которые возникают в его потоке сознания и в физическом теле. Пример этому, уже приводимый ранее, — человек в возрасте трёх и двадцати лет.

В момент смерти наша личная карма определяет внешнюю форму и составляющие её части, то есть тело, которое будет иметь наш поток сознания в следующем рождении. Для того, чтобы осуществить нереализованные в прошлой жизни желания, нам необходимо новое тело. Среда, в которой мы родимся в другой жизни, тело, которое мы будем иметь, зависят от нашей кармы. Будда утверждал, что ни один человек не может избежать своей кармы:

Ни в небесах, ни на дне морском, ни в горных пещерах — в этом мире нет места, где бы мы могли спрятаться от последствий своих поступков.

Учение о карме учит нас тому, что мы полностью ответственны за то, кто мы есть сейчас и кем станем в будущем. Никто, кроме нас, ни бог, ни человек, ни любое другое существо, не может быть ответственным за это. И мы заслуживаем всего, что с нами происходит, даже если нам это трудно принять.