Найти тему
Александр Матусевич

Андрей Валентий: «Петь, как написано, – это и есть высший профессионализм»

Андрей Валентий
Андрей Валентий

Знаменитый белорусский бас, заслуженный артист республики Андрей Валентий обожает актерскую игру и активную режиссуру, но при этом твердо держится верности авторскому тексту.

– Традиционный вопрос по нынешним временам: какие ваши планы нарушил карантин, что отменилось из-за пандемии? Какие проекты отложены, а что, вероятно, уже не состоится вовсе?

– Карантин застал меня в Израиле, в Тель-Авиве на постановке «Евгения Онегина». Контракт перенесли на полтора года. Надеюсь, все же, что он состоится. Также отменилось выступление в Москве – в Большом театре должны были исполнить «Анну Болейн» в концертном варианте.

Зальцбургский фестиваль перенёс «Бориса Годунова» на 2023-й год – я там тоже участвую.

Пока что «висит» «Леди Макбет Мценского уезда» в Висбадене, выпуск премьеры запланирован на октябрь этого года, очень надеюсь, что она пройдет в срок.

– Белоруссия по-особому отнеслась к пандемии. В каком режиме работал белорусский Большой театр эти месяцы? Какие перспективы ожидаются?

Белорусский Большой работу практически не прекращал. Было два периода по две недели, когда артистов отправляли в «социальный отпуск». Несколько работников театра заболели – принимали меры, в связи с этим, карантинили.

Сейчас идет полным ходом постановочный процесс таких спектаклей как «Фауст», «Пер Гюнт» и «Виллисы». Работаем в масках. Спевки, уроки в больших залах – стараемся беречься. Тешим себя надеждой, что может уже переболели раньше, бессимптомно…

Вообще, наша республика «свой путь» не просто так придумала. Здесь очень дисциплинированные люди. Масочный режим и все прочие карантинные меры соблюдаются не из-под палки! Сказано беречься – сделано! Зрители просто не пришли на спектакли, средства за билеты им вернули.

Артисты – тоже дисциплинированные. Был концерт в Камерном зале для двух зрителей. Думаю, пели бы и для одного, и это не шутка! Артисты относятся к пандемии тоже по-разному. Кто-то рвётся работать – устал бояться, а кто-то сидит в «социальном отпуске» третий месяц. Спектаклей, концертов сейчас нет – никто не принуждает ходить на работу.

К тому же у меня мама в зоне риска. Поэтому лично я карантинные меры соблюдаю строго: даже еду заказываю по интернету: приносят к двери, оставляют в пакетах, оплата тоже дистанционная.

Что касается того, что на государственном уровне не был введен карантин, то могу сказать так: уж если гражданские у нас дисциплинированные, то милиция и спецназ – еще в большей степени и в разы. Улицы были бы пустынные: мышь бы не прошуршала! Это бы парализовало вообще всякую деятельность в стране – а так тоже нельзя.

– Вы уже более десяти лет являетесь солистом минского театра. Какие самые памятные для вас работы были сделаны на этой сцене?

– Самая запоминающаяся постановка – «Севильский цирюльник» Михаила Панджавидзе, я пел Дона Базилио. Это единственный раз, когда я не ждал в гримерке или ещё где-то «своей очереди», а смотрел весь спектакль за кулисами. Смотрел, слушал своих коллег – как они, всегда блестяще, выполняют тысячу задач-кульбитов помимо пения!!! А на постановке у меня болел «пресс» от смеха!

Очень сложная была постановка. Акробатические трюки, фокусы, физически сложные вещи, помимо пения и актерских задач.

Кстати, мне удалось поучаствовать в фестивальном спектакле «Севильского» в Самаре – тоже постановка Панджавидзе! – не менее сложной, а для Базилио гораздо более мудреной местами! Поэтому, когда сейчас в какой-то постановке этой оперы мне нужно просто выйти и спеть «Клевету», уже чего-то не хватает! Хочется сделать пару шпагатов, подъемов-переворотов, «колёс» и т. д.

В Минске я с 2006 года. Вначале приезжал и пел спектакли и концерты как приглашённый солист, тогда еще на сцене Дома офицеров работал театр, а с 2009, после окончания реконструкции – уже в штате Большого.

Как раз после грандиозной постановки «Набукко» Михаила Панджавидзе на открытии театра мне предложили войти в штат. К этому времени я уже был приглашенным певцом во многих театрах и больше всего работы (семь постановок) у меня было в московском Большом.

Единственным моим условием было, чтобы меня отпускали на мои индивидуальные ангажементы. Для многих директоров российских театров это является очень болезненным моментом – а вот белорусским руководством было воспринято совершенно позитивно: ведь теперь я представлял нашу республику на международных площадках! Вот так украинец с российским паспортом стал белорусом!

– Вы родом с Украины – страны, богатой голосами и певческими традициями. Почему поехали учиться в свое время в Петербург, а не в Киев или в Одессу, где всегда была мощная вокальная школа?

– После окончания Черниговского музучилища по классу трубы я должен был по договоренности между моим педагогом Владимиром Журбиным и Валерием Посвалюком поступать в Киевскую консерваторию. Вернее, задумка была такая: поступить я должен был «куда угодно», а переводом на второй курс уже попасть в консерваторию, поскольку у Посвалюка в том году поступали его два ученика из «десятилетки» при консерватории.

Я поступил на музыкально-педагогический факультет Университета имени Драгоманова и ходил на занятия к Валерию Терентьевичу. У меня вдруг, как гром среди ясного неба, случилась внезапная и настоящая любовь: я влюбился в пение! И «виной» тому – Владлен Грыцюк (ныне покойный), бас Национальной оперы Украины.

В музпеде тогда преподавали такие зубры! А по классу дирижирования я попал к Семёну Васильевичу Дорогому, создателю Капеллы имени Ревуцкого. Потом я стал заниматься у Владимира Григорьевича Турца, занимался частным образом у Любови Петровны Крыжановской. В общем, переводился в консерваторию я уже как вокалист! Но меня долго не брали: я четыре раза пробовал перевестись в Киевскую консерваторию.

Почему не брали – это отдельный и не очень приятный разговор, думаю, не стоит углубляться.

А вот в Петербургскую консерваторию взяли влёт! В Россию я поехал ещё с советским паспортом, хотя уже и с вкладышем об украинском гражданстве. Тогда возникла трудность: Украина не подписала договор об обмене студентами. Белорусы спокойно приезжали и поступали, бесплатно учились в московских, питерских вузах, а граждане Украины должны были платить – как немцы, корейцы, китайцы.

Конечно же, я приехал не на «пустое место». У меня там были родственники, которые приютили, обеспечили всем необходимым, помогли устроиться на работу! И самое главное – вскоре я получил гражданство, и мог учиться бесплатно!

Насчёт богатой голосами Украины – да, есть такой миф! Мой любимый профессор Георгий Васильевич Селезнев частенько говорил мне: «Андрей, привези мне хлопцiв в класс! Так нужны голоса в консерваторию!»

Сейчас вообще беда с голосами. И не потому что их нет: молодежь не идет в консерватории. За 12 лет, что я в театре, басы только уходили: кто на пенсию, кто из жизни… А новых нет, и не намечается. Беда такая же с меццо-сопрано и драматическими тенорами.

Андрей Валентий
Андрей Валентий

– В незабвенном майданном 2014 году вы практически демонстративно давали концерты одновременно во всех трех наших славянских республиках. Что вы хотели этим сказать своим слушателям?

– Да, ужасный был год. У меня есть фотография моей афиши сольного концерта в Киевской филармонии – за горящими покрышками едва заметна была…

Что я хотел сказать слушателям? А я не говорил, в общем, – я пел. В Киеве и в Москве, в украинском центре при посольстве, – русские романсы пел, на сольниках в Москве, Астрахани – украинские песни.

Мои сольники – это мое приношение странам, которые считаю своей родиной. До сих пор у меня есть дом на Черниговщине – родительский. О его продаже не может идти и речи. Всегда очень жду поездки туда. Правда, все реже это удается из-за плотного графика.

– Какие выступления на Украине вам особенно памятны? Пели ли вы в украинских оперных театрах?

– Во Львове пел несколько спектаклей и гала-концерт, в Харькове пел гала-концерт, в Киеве достаточно много пел концертов. Но больше всего я там играл: с семи лет в духовых оркестрах, но это было еще, разумеется, до моей вокальной карьеры.

Сейчас, будучи в Израиле, вспомнил вот какой момент: только в одном театре – Львовском – после первой же репетиции ко мне подошли практически все артисты хора, солисты и стали приветствовать и говорить теплые слова, хвалить! Меня тогда поразило это! И вот сейчас, в Тель-Авиве на постановке, тоже после репетиции случилось нечто подобное.

Скажем, в Минске нужно было пять лет поработать, чтоб коллеги тебя поздравили со спектаклем или концертом! В некоторых коллективах, театрах – вообще напрочь закрыты эти «чакры». Артисты хора и особенно оркестра – особенные, элита театральная! И когда прилетает похвала от них, от музыкантов, это всегда очень дорогого стоит!

– Вы участвовали в мировой премьере «Детей Розенталя» Леонида Десятникова в московском Большом театре – нашумевшем в свое время спектакле. Как вы оцениваете спустя годы ту работу, произведение в целом? Была недавно информация, что Большой возможно сделает новую постановку – как считаете, стоит ли это делать, это жизнеспособный опус?

– Да, я пел партию Мусоргского в «Детях Розенталя». Это был мой первый контракт в Большом театре. Я помню всю шумиху вокруг этой постановки. У меня были знакомые, которые мне говорили: «Ты участвуешь в этом!? Если ты не откажешься, я тебе руки не подам!»

Накрутили слухами о «скандальности» постановки, при чем не только публику, но и солистов еще задолго до начала репетиционного процесса. Были такие, кто отказался сразу. Но когда начали репетировать – только плечами пожали: а скандал-то в чём!?? Мои родственники и друзья, побывавшие на спектаклях, культурного шока не испытали. Многим понравилась эта работа.

Правда, я не знаю как сейчас возможно «раскрутить» новое произведение вообще – вкусы публики очень консервативны. Кажется, спектакль и сняли потому, что билеты плохо продавались.

Нравился ли мне спектакль? Да, мне кажется, это была удача, там было много интересного, неординарного. Может быть, только хотелось бы больше монологов и арий Модесту Петровичу! Опера же коротенькая, а композитор здравствующий: можно и дописать, коли собираются вновь ставить?! Я бы не прочь еще раз прикоснуться к этому опусу. И, кстати, в московском Большом очень теплый коллектив – у меня там много друзей!

– Другая ваша работа в Москве очень запомнилась – Хованский в Театре Станиславского. Об этом спектакле тоже спорили, хотя и не так ожесточенно. Ваше к нему отношение, к созданному образу, к работе с маэстро Тителем?

– Вот, кстати, не видел, чтобы спорили про «Хованщину», про скандальность постановки. Сейчас набрал в поисковике – действительно, много разговоров про этот спектакль было. Нужно почитать!

Знаю другое – хотел купить билеты, пригласить знакомых: билетов не оказалось! За месяц до показа! Жаль, что сейчас спектакль идет редко.

Андрей Валентий, Александр Титель, Николай Ерохин
Андрей Валентий, Александр Титель, Николай Ерохин

Удивительно, но мне партия Хованского понравилась: в Минске я пел Досифея. Кстати, для меня этот спектакль еще и счастливый: я очень настойчиво прослушивался в оперные агентства, но всё никак не получалось найти свое. А тут просто пел рядовой спектакль в Театре Станиславского – и агент нашёл меня сам: просто увидел моего Хованского!

Александра Борисовича Тителя пригласили поставить «Богему» в Минске. Я чудом попал в его спектакль. Он честно сказал: извини, спектакль для молодых! Но я хорошо станцевал (Ольга Костель поставила сложный танец), или «блат» сработал (смеется)… Но Коллена я спел в его постановке.

Ну, что сказать… Влюбились в маэстро Тителя в Минске! «Богема» – просто потрясающая. Очень стильная! Сделано фирменно. Ребятам очень было полезно поработать с ним. Насколько я знаю, теперь Театр Станиславского зовут с «Хованщиной» на минский Рождественский форум.

Вспоминая постановку «Хованщины», когда я впервые попал на репетиции и увидел как ребята из «Стасика» актерски работают – был поражен: Микицкий, Ульянов, Дудникова, Макаров, Ерохин, Мавлянов – солисты экстра-класса! Блеск!!!

– Какие еще выступления в России для вас являются приятными воспоминаниями?

– Больше всего я спел в Казани. Гастролировал с ними: это уже, знаете, театр-друг! В Голландии на их постоянной базе у меня даже есть свой велосипед и рыболовные снасти, сданные в «камеру хранения»! Огромное количество спектаклей, спетых на гастролях. Одних «Набукко» (партия Захарии) спето около сорока! Дважды ездил с «Набукко», дважды с «Севильским», с «Онегиным», участвовал в гала-концертах.

Андрей Валентий и его роли
Андрей Валентий и его роли

Много пел в Михайловском театре, в Самаре, Астрахани. Вот, в Астрахани был классный проект «Князь Игорь» в Кремле – незабываемые впечатления! Достаточно часто там выступал на фестивалях имени Барсовой и Максаковой. Очень запоминающийся проект – «Князь Игорь» в Якутии! Просто фантастический тур потом: показали этот спектакль в ГАБТе, Мариинке, Минске, Смоленске, Калининграде, Вильнюсе, Каунасе – спасибо Алексею Садовскому за организацию таких грандиозных гастролей!

Ещё раньше у меня были частые концерты с «Басами 21-го века» – проектом, созданным Дмитрием Сибирцевым. Сейчас во всех российских театрах у меня друзья, мы постоянно на связи и, конечно же, планируем новые проекты. Мало того, с руководством вышеперечисленных театров я зачастую, даже не обсуждаю финансовые условия, не торгуюсь, хотя мой гонорар сейчас уже гораздо выше: всё давно уже на «дружеских рельсах»!!!

Но теперь у меня появилось много других обязательств – международных, так сказать. Западные агентства планируют гораздо оперативнее, выдают свои планы-контракты не за месяц – три, а за год – три! В этом причина накладок и невозможности приехать попеть и порыбачить в Астрахань, к примеру! Хотя, очень жаль, конечно же!

– Расскажите о ваших гастролях по миру. Европа, Америка – что там было самого запоминающегося?

– Да, гастролей последнее время было много. Больше всего нравятся поездки в места, где рядышком есть море или речка, поскольку, как вы уже поняли, я – заядлый рыболов. Этим летом, если бы всё получилось, ловил бы форель в альпийских ручьях. Но, придется ловить карасей под Минском и достраивать дачу. Кстати, копаю там уже второй пруд!

Самая запоминающаяся на данный момент поездка – в Америку. Постановки «Демона» и «Царской невесты» состоялись на Бард-фестивале в Нью-Йорке. Американцы не стали изобретать велосипед, а для русских опер приехали и отслушали певцов в Москве и Питере.

Кстати, уже в Америке выяснилось, что мы все друг друга знаем! Почти весь состав – мои друзья! Итог: два месяца – сплошная вечеринка, очень сдружились! Мы и спустя три года не удаляем группу в вотсапе – общаемся!

Постановки были очень классные – богатые, дорогие костюмы, буклеты, шикарная реклама, битком набитые залы. Залы, полные также на прогонах, – для студентов университетов.

Откуда такое внимание? Оказывается, так широко американцы отмечали юбилеи русских композиторов – Рубинштейна и Римского-Корсакова. Отдельно спели концерт к юбилею Пушкина. Я был очень удивлен такому размаху и факту подобного фестиваля вообще. Кажется, четырежды о нас писали «Таймс» и «Уолл-стрит Джорнэл», кстати, очень хорошо писали.

Очень волнительно было ехать на контракт в Великобританию – «Набукко» на фестивале в Дорсете. Я был один русскоязычный и, соответственно, англо-косноязычный. Но всё обошлось! Еще бы месяцок в такой атмосфере, и я бы очень неплохо выучил язык, чего не случилось в США по причине тотального русскоязычия.

– Приходилось ли вам участвовать в сверхоригинальных, эпатажных спектаклях? Что вы вообще думаете о режиссерских экспериментах в опере? Должна ли быть какая-то граница проявлению фантазии постановщиков?

– Нет, бог миловал… Товарищи-певцы «попадали» в такие переплёты, рассказывали. Сам тоже видел такие постановки, в основном на видео – иногда просто оторопь берет! А ведь контракты подписываются ДО того как режиссерская концепция будет объявлена – соответственно, можно «нарваться» на «очень авторское прочтение».

Были моменты, когда я предлагал режиссеру изменить некоторые моменты в сценическом рисунке роли, либо не делать вовсе каких-то вещей. Например, однажды меня просили креститься, акцентируя причинное место. Происходило такое за рубежом, в основном, причем в русских операх. Но эти моменты были техническими и единичными, всё решалось в итоге без конфликтов.

Для меня архиважно петь и играть точно по партитуре, до шестнадцатой, до мельчайшей паузки даже! Грешен, сам иногда «запевал» произведения, арии по «традиционным» исполнениям известных певцов, но когда концертмейстер или дирижер поправлял – «извините, у Глинки, Чайковского здесь не так написано» – всё же, переучивал как у композитора, но это меня раздражало! Я даже обзывал их «бухгалтерами» – подумаешь, пунктир спел вместо ровных восьмушек!

Андрей Валентий
Андрей Валентий

Но сейчас пришел к тому, что менять текст нельзя! Это код автора, его мысль, по какому праву я могу что-то менять? Мало того, петь ровно, как написано, – это и есть высший профессионализм, на самом деле! Я присутствовал на репетиции в «Ла Скала», когда певец спел арию Гремина «Любви все возрасты покорны» неровно, с диким пунктиром, а оркестр, явно сговорившись, повторил за ним этот ритмический брак. Это было смешно.

Оркестранты смеялись втихаря, переглядывались. Певец был очень именитый, и он так и не понял намека.

Так и режиссеры мыслят, мне кажется: создают картинку «по рефлексам Павлова» – наплевательски относятся к авторскому тексту! Слава богу, не все, далеко не все – есть прекрасные режиссеры, тонкие, музыкальные, чувствующие партитуру. Но есть и другие, увы.

В упомянутых «Детях Розенталя» – твори-не-хочу! Опера написана специально для Большого театра, с нуля, совершенно новое произведение – вот в таких опусах и нужно самовыражаться, где, во-первых, нет традиции, во-вторых, вот он, здравствующий автор рядом, сделай вместе с ним всё, что душа просит!

Но как сделать «бизнес» на неизвестном произведении?! Это сложно. Вот и берут бренд, на который придут люди гарантированно, просто увидев название! А им там покажут порнографию… Я согласен с мнением, что если режиссерское прочтение выходит за авторские рамки, зрителя нужно предупреждать об этом в афише, скажем: «ремейк», «по мотивам оперы “Травиата”», или что-то в этом роде.

– Каковы ваши отношения с камерным репертуаром? Поете ли вы лидерабенды, если да, то какие программы предпочитаете?

– Мой профессор говорил: умеешь, можешь петь романсы – оперу споешь! Люблю петь камерную музыку. И пел бы сольные концерты с удовольствием, тем более, что есть предложения – заказ на них от филармоний! Но тут вмешивается мой театральный график. Филармонии просят подтвердить концерт за полгода – год, а я еще не знаю свою занятость на работе, в театре! К тому же технически тоже нужна перестройка организма, певческого аппарата: недели две точно мне нужно – отказаться от оперных спектаклей, репетиций, настроиться. Не всегда есть столько времени, увы.

Слово «лидерабенд» даже загуглил, чтоб узнать, делаю ли я это… (смеется) Вот в джаз-бенде я с четырнадцати лет выступал, даже запись в трудовой книжке есть: трубач – артист эстрадного оркестра!

Ответ – да! Я пел такие мероприятия, вокальные вечера! Больше скажу – сейчас есть планы сделать программу «вокал + труба». И соответствующий репертуар для нее: Синатра, Армстронг, спиричуэлс, итальянские песни… Трубе было отдано пятнадцать лет моей жизни, поэтому я купил себе настоящий, дорогой инструмент – «Ямаху», и сейчас с удовольствием занимаюсь! Она сама играет! Сказка!

Кстати говоря, вокальное дыхание идеально подходит для игры на духовом инструменте, но не наоборот. Когда-то знаменитый тромбонист, народный артист России, профессор Виктор Сумеркин, после моего выступления в консерватории (я пел в театре консерватории и учился в аспирантуре) предлагал мне провести мастер-классы с духовиками.

Кстати, я попробовал позаниматься с духовиками. Итог: один валторнист запел! Пение – это особенная магия. Уж столько музыкантов с консерваторским образованием попалось в эти сети!

Напоследок расскажу вам удивительнейший факт: как только ты из профессионального музыканта становишься вокалистом – всё: петь ровно – это верх сложности! (смеется) А вот почему так происходит – это тема другого разговора.

12 июня 2020 г., "Новости классической музыки"