Все мы видели, как мастера-подборщики на своих каналах показывают нам, как они лихо определяют состояние и пробег автомобиля, бит ли он, или вообще в каком-либо залоге или обременении. Ребята быстро диагностируют автомобили, хитрыми устройствами, но что делать, если ни устройств таких не имеешь, даже не представляешь как ими пользоваться, да и опыта работы с автомобилями нет? На самом деле, можно и без большого багажа знаний и крутых устройств для диагностики найти хороший автомобиль на вторичке среди множества, так сказать, неподходящих вариантов.
Самое главное - настрой
Психологический настрой - это самое сильное ваше оружие или самая большая слабость. Все зависит от того, с каким настроем вы подойдете к делу. "Сладенький" - так на жаргоне перекупщиков и торгашей серых дилеров называется человек, легко ведущийся на все, что ему говорят. Такому легко "впарить" неликвидную, проблемную, битую машину за большие деньги, или навязать автокредит на ужасающих условиях, с кучами всяких дорожных карт, платных смс-уведомлений, страховок жизней, каких-то дополнительных услуг и прочего, прочего. Не будьте "сладеньким"! Не дайте себя обмануть! Так как, обмануть могут даже у официальных дилеров (не так жестко, конечно, но все же), поэтому верить на слово нельзя никогда, ни в коем случае. При осмотре автомобиля, абстрагируйтесь от всего, что говорит вам продавец и просто рассматривайте кузов и доступные осмотру узлы автомобиля (как именно, рассмотрим ниже). Даже если не сильно разбираетесь в авто, все равно сможете найти косяки, если будете с трезвой головой и не спеша проводить осмотр.
Вообще, если продавец слишком активно "приседает на уши" лучше оставить осмотр и уйти. 99,9% что это типичный "перекуп" или "продаван" серого дилера и такая машина вам не нужна. Если есть вероятность, что сами досконально изучить автомобиль вы не сможете, то велик шанс что многих недостатков автомобиля вы сразу просто не заметите и купив его, потом, возможно, будете жалеть, ведь скрученный пробег на таком автомобиле - самое малое из зол. Бывает, что его даже не поставить на учет из-за перебитых VIN номеров или каких-либо несанкционированных изменений в конструкцию.
Любовь с первого взгляда
Кстати, осмотр автомобиля с этого и нужно начинать. Берем ПТС в руки и сверяем VIN-номер, указанный в документе с номером, указанным на стакане правой стойки амортизатора (чаще всего там, но зависит от модели авто), так же ищем VIN номер на кузове (чаще всего под пассажирским сиденьем). Это очень простое действие, не нужно никаких специальных знаний, но очень многие им пренебрегают, о чем в последствии часто приходится пожалеть. Осмотрите состояние болтов, креплений, нанесенного герметика. Болты должны быть равномерно покрыты слоем заводской краски, если есть следы их снятия, значит проводились работы, которые просто так не затевают. Стаканы и нанесенный герметик должны выглядеть симметрично с обоих сторон. Так же, если можете, постарайтесь определить модель двигателя и сопоставить его с тем, что указан в документах. Так как, если двигатель будет установлен другой модели (мощнее, слабее - не важно) возникнут проблемы с постановкой машины на учет. Не забудьте осмотреть багажник, часто машины получают "под зад" в городских ДТП, иногда это устраняется бесследно, а иногда, при серьезных ударах, страдает даже геометрия кузова. Осмотрите болты и заводской шов сварки, нанесение герметика, все должно быть ровно и симметрично. Осмотрите так же зону запаски и органайзера, обычно по ней сразу, даже на невооруженный взгляд становится ясно, получал автомобиль или нет.
Сравните стыки капота, дверей, переднего и заднего бамперов. Все так же должно быть ровно и симметрично. Хорошо окрашенные элементы сложно определить даже с толщиномером, но серьезные косяки окраски, которые обязательно будут при покраске "на продажу" вы увидите и на глаз. Это выраженная шагрень, подтеки лака, пыль под лаком и краской. Чтобы их заметить, следует проводить осмотр автомобиля при хорошем освещении, а не вечером.
Техосмотр
Обязательно убедитесь, что автомобиль холодный и двигатель к вашему приезду никто не прогревал. Многие проблемы двигателя сразу же слышны при старте на холодную, но при прогреве они становятся менее слышны и не очевидны. Если машину к вашему приезду прогрели - очень большой признак того, что от вас хотят что-то утаить. При отъезде с места (надеюсь, все понимают, что перед покупкой необходимо на машине проехать?) обязательно обратите внимание на масляные подтеки на асфальте. Они могут свидетельствовать о проблемах с сальниками ГУРа или КПП, или еще о каких-то проблемах, из-за которых сочится масло. Вообще, по возможности, как можно лучше осмотрите доступные осмотру элементы днища хотя бы на наличие/отсутствие ржавчины.
В салоне обратите внимание на состояние руля, педалей, сидений и селектора переключения передач (ручки КПП). Если перед собой вы видите цифры, указывающие пробег переваливший чуть более, чем за 100 тысяч км., при этом руль и педали стерты - знайте, скорее всего, он недостоверен.
Как только вы завели автомобиль, не спешите на нем трогаться. Пусть прогреется, даже если продавец говорит, что прогревать ничего не нужно. Помните о нашем первом совете о психологическом настрое и о том, что нужно абстрагироваться от слов продавца и доверять только собственным наблюдениям. Пока движок прогревается и работает на холостых, слушаем его. Он должен работать ровно даже на прогревочных оборотах, никакого троения и уж тем более, металлических лязганий. Цокот неотрегулированных клапанов - так же не очень хороший знак, конечно, не смертельный, но говорит о том, что за автомобилем не очень хорошо ухаживали (и хороший повод для скидки, если все же решитесь брать).
На ходу, когда тронетесь, слушайте не продавца, а подвеску. Обязательно проедьте по неровностям, не отдает ли в руль при проезде ямок или при торможении? Разгонитесь, чтобы переключить все передачи. На МКПП передачи должны включаться легко, без усилий и сопутствующих переключению звуков. На АКПП передачи должны включаться плавно, без толчков и звуков. Обязательно проедьте задним ходом!
Конечно, здорово просмотреть автомобиль в базе сайта ГИБДД, ее бесплатных аналогах, проверить его всевозможными программами, или если автомобиль очень приглянулся, заказать отчет в Автотеке или аналогичном сервисе. Но этот отчет платный, к нему разумно прибегать как к последнему пункту проверки уже понравившегося автомобиля. Пренебрегать им не стоит, так как можно неожиданно узнать очень много нового, чего продавец вам сообщить не посчитал нужным и, если на то найдутся основания, запросить хорошую скидку, а может быть и отказаться от покупки вовсе.
Идем путем полегче
Если вы морально не готовы стать на время поиска авто Шерлоком Холмсом, видеть приветливый взгляд нагло врущих вам в лицо людей, сменяющихся с каждым новым осматриваемым автомобилем, то можно поступить чуть проще. Приобретайте автомобили сданные по трейд-ин официальным дилерам. И вот от каких проблем вас это избавит.
Дилеры - не святые. Но уважающий себя дилер дает гарантии юридической чистоты машины, отсутствия залогов, запретов на регистрацию и прочего. Их авто проходят жесткий осмотр при приемке, и там то уж наверняка обнаружат все изъяны. Да и "перекупы" вряд ли повезут в трейд-ин свои ведра. Там их если и примут, то все равно им не удастся заработать на такой продаже. В трейд-ин продают автомобили обычные люди, которые хотят к выплате за автомобиль получить еще и скидку на покупку нового.
Даже если обнаружатся какие-то проблемы, вы в течение двух недель с момента подписания договора купли-продажи можете вернуть дилеру купленный вами автомобиль (согласно закону о защите прав потребителей). С этим, разумеется, могут возникнуть трудности, но одно единственное упоминание о суде расставит все точки над i. Ведь крупные дилеры с именем потому и работают по закону, что могут перед ним ответить. Это не однодневные ИП и ООО, которые закрываются и открываются под другим именем чуть ли не после каждой продажи автомобиля. От таких вы не получите ничего в любом случае.
Прелести покупки Б/У авто у дилера очевидны. Конечно же, и там нужно "держать ухо в остро". В этом бизнесе все волки, очень редко можно встретить действительно порядочного продавца, но таковыми пытаются казаться все без исключения. Покупка "трейд-ин'ошного" автомобиля - это лишь кратное снижение рисков, но не полное их исключение. Есть так же и обратная сторона - автокредит.
Не нужно оно вам
Автокредит на "трейд-ин'овские" авто отличается от того же автокредита у серого дилера только лишь тем, что в случае сотрудничества с крупным дилером вас чуть меньше облапошат. Но все равно будет жестко. У серых дилеров вы запросто купите авто в кредит на условиях в два - три раза дороже (хотя собирались в полтора раза дешевле, вроде), там вы столкнетесь с максимально возможным психологическим давлением, на определенных этапах запросто дойдет и до конфликта. Посмотрите ролики о покупке авто в кредит у серых дилеров, снятые известными блогерами и поймете, что там происходит. Приятного мало, вернее, совсем ничего нет.
Официальный дилер вас встретит кофе и приятными менеджерами на всем этапе сделки, но они постараются умолчать о том, что напихали вам в "тело" кредита всевозможные страховки жизни, карты дорожной помощи, КАСКО в тридорого, платные смс-уведомления и неизвестно что еще. Да и процентная ставка вам вряд ли понравится. Вы так же серьезно переплатите при покупке машины. Это все сложная, заслуживающая отдельной статьи тема. Мой вам искренний совет - если вы в этой теме не варитесь, то лучше накопите определенную сумму и приобретите понравившийся вам б/у автомобиль у официального дилера. Возможность приобретения нормального автомобиля вырастает в разы, а если и обнаружите какие-то косяки, то будет кому предъявить претензии.
Итог
Вот, вроде бы и коснулись всех основных моментов. Обязательно помните про настрой и не дайте себя обмануть! В любом случае, лучше не связывайтесь с серыми дилерами и избегайте "перекупов". Ничего хорошего вы у них не приобретете и обратно сдать купленное будет нереально сложно (Если вы не Джон Рэмбо и не обладаете навыками гипноза - то невозможно). Осматривайте авто не спеша, внимательно, лучше всего - с кем-то, не в одиночку. Двое - трое человек обязательно что-то да заметят, особенно, если заметить есть чего. Не слушайте продавца, доверяйтесь только своему мнению (и мнению близких, помогающих вам, естественно). Изучайте устройство автомобиля, развивайтесь свои познания. Человека, разбирающегося в авто хоть немного обмануть гораздо сложнее. Лучше откажитесь от автокредита на б/у авто. Поверьте, это очень плохая идея, оно вам не нужно.
На этом, собственно, все. Дорогие читатели, если вам есть чем дополнить данный материал - обязательно пишите в комментарии, статья получилась большая и, возможно, что-то я да и упустил из виду. Давайте постараемся сделать так, чтобы человек, читающий ее, действительно получил максимум полезной информации и не совершил ошибку при покупке автомобиля, тем самым себе не получил проблем и не накормил нечестного на руку продавца. Всем большой-большой удачи и всего самого наилучшего! До встречи на страницах новых статей!