Я сегодня вдруг поняла, что не бывает безответной любви. Вот так. Не существует. Совсем. В юности, когда ты в кого-то влюбляешься, ты думаешь об этом человеке всё время, постоянно хочешь видеть его рядом, ждёшь от него проявлений ответного чувства и, если их нет, то придумываешь эти проявления сам. Жажда обладания переполняет тебя. Желание почувствовать свою собственную значимость и ценность за счёт внимания и интереса «любимого» другого. Болезненное переживание, когда этого внимания нет. Мучительная ревность – к кому тогда внимание, если не ко мне? Ведь отсутствие внимания «любимого» означает только одно – ты не ценен, не значим, не нужен. В юношеской влюблённости нет никакой любви – сплошное, мучительное прорастание собственного «я» из созревшего зерна.
Потом мы вырастаем (кто-то не вырастает, но всё-таки большинство переживает более зрелые чувства). У выросших людей уже не случается таких классических, трафаретных, безответных любовей. Любовь, как правило, взаимна, и из неё складывается семья, и идёт время, и люди прорастают друг в друга. Выстраивают отношения, уступают, прощают, договариваются. Живут. И вдруг в этих взаимных, добротных любовях вырастает неожиданная претензия: ты не любишь меня так, как я хочу. Ты моешь посуду, но не приносишь цветы. Ты приносишь цветы, но не играешь с детьми. Ты играешь с детьми, но не уделяешь внимание мне. Ты уделяешь внимание мне, но не зарабатываешь достаточно денег. Ты зарабатываешь достаточно денег, но тебя никогда не бывает дома. Ты всегда дома, но не моешь посуду. И бац! – ещё вчера надёжная любовь превращается в безответную. Ты не показываешь мне, как ты меня любишь, значит, не любишь вообще. А на самом деле, это просто вылазит неудовлетворённость самим собой и страх, что любимый/любимая достоин кого-то лучшего (а значит, может этого «кого-то» найти; а значит, обязательно найдёт; а значит, уже нашёл/нашла).
На страстную юношескую любовь отвечать не хочется . Потому что от такой страсти страшно. И ещё потому что никакая это не любовь. А кому хочется отвечать на чью-то жажду тебя присвоить и заклеймить?
На придирчивую и требовательную «взрослую» любовь тоже отвечать не хочется. Потому что, непонятно как отвечать. И ещё потому что это тоже никакая не любовь. Это такая потребность в самоутверждении: у меня есть жена/муж, а значит, я состоялся как мужчина/как женщина, я востребован/а, меня хотят. Это оправдание своему неряшливому внешнему виду: отвисшим животам, недельным щетинам, нечищенным ботинкам у мужчин и дешёвому нижнему белью, вечным джинсам, недовольно поджатым губам у женщин. Что со мной не в порядке? Со мной всё в порядке. Вон же, муж/жена у меня имеется. Это не любовь, это пазл в социальной мозаике. А кому хочется быть чьим-то пазлом, затычкой пустого места, галочкой в строке, что, мол, выполнено соответственно возрасту, статусу и ожиданиям окружающих?
А любовь – она про другое. Она может случиться и в юности, и в самом расцвете. Но чаще всего случается в зрелости. Точнее, когда случается, тогда и приходит зрелость – эмоциональная, духовная, душевная.
Я до сих пор помню картинку из моего детства. Помните фильм «Вокзал для двоих»? Вот когда герой Олега Басилашвили уже уехал отбывать наказание в колонию, а героиня Людмилы Гурченко уже приехала к нему на свиданье и привезла ему котлет, вот тогда и случилось для меня, ребёнка, понимание, что такое любовь. Он ел, а она на него смотрела. И как смотрела! Никаких слов ни надо, никаких объяснений, никаких обещаний. «Ты ешь, ешь».
Конечно, в детстве я не смогла бы объяснить это ощущение словами. А сейчас я знаю: когда ты любишь, ты счастлив уже оттого, что любишь, и большего счастья, чем это, уже не бывает. Когда ты любишь, ты одинаково счастлив и удержать рядом с собой, и отпустить. Одинаково можешь и остаться навсегда, и уйти навсегда. Одинаково готов и заботиться каждый день и ни разу за всю жизнь не потревожить. Любить – значит, просто отдавать то, что нужно любимому. Даже если иногда на самом деле тебе хочется (или кажется, что нужно) отдавать совсем другое. Любить – это наслаждаться одинаково присутствием и отсутствием, настоящим и прошлым, реальным и выдуманным. Любовь - это внутри. Любовь вообще не требует никакого ответа. Она есть. И она сама по себе уже счастье.