Найти тему
Кино | Retinsky

6 фильмов, после просмотра которых советским мальчишкам хотелось играть в индейцев

Оглавление

Привет, друзья! На связи RETINSKY | О КИНО

Сейчас уже не встретишь детей, играющих в индейцев, но я помню, как в моем детстве все ребята были увлечены фильмами про вождей краснокожих. Строили из веток и покрывал индейские вигвамы, раскрашивали лица, делали повязки из перьев и давали друг другу прозвища.

Я даже помню, как в моду вошли ковбойки, которые шили в СССР. Сейчас под этим словом подразумевают клетчатую рубаху, а тогда в продаже были настоящие детские ковбойские костюмы с бахромой на рукавах и красной вышивкой на брюках.

Все началось с первого фильма «Сокровище Серебряного озера», снятого в 1962 году по роману немецкого писателя Карла Мая. Его создатели хотели вдохнуть новые силы в теряющий популярность немецкий кинематограф, сняв ковбойский вестерн с индейцами в главной роли. И это им удалось. Зрители потребовали продолжения, и создатели уже в следующем году выпустили на экраны новый фильм.

Золото Апачей

Кадр из фильма «Золото Апачей», режиссер Харальд Райнль, 1963 г.
Кадр из фильма «Золото Апачей», режиссер Харальд Райнль, 1963 г.

Сюжет фильма повторяет первую книгу Карла Мая о вожде Виннету и его друге Олд Шеттерхенде.

Фильм стал невероятно популярен, в СССР его посмотрело 56 миллионов зрителей, и с этого времени началось повальное увлечение индейской тематикой. Что интересно, в этой картине впервые участвовал актер Гойко Митич, игравший одного из апачей.

Серб по национальности, он закончил институт и стал учителем физкультуры, а потом переехал в Берлин и решил освоить профессию каскадера. Поначалу снимался в массовке. Его внешность приглянулась режиссеру, и он взял актера на заметку.

Сыновья Большой Медведицы

Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы», режиссер Йозеф Мах, 1965 г.
Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы», режиссер Йозеф Мах, 1965 г.

С этой картины началась слава Гойко Митича как «главного индейца Советского Союза». Его незаурядная внешность и отличные физические данные сразу привлекли всеобщее внимание, и в этом фильме режиссеры доверили ему главную роль.

Успех превзошел все ожидания. Серб смотрелся на экране натуральнее, чем любой индеец. Вдохновленные удачей, режиссеры решили ковать железо, пока горячо.

Чингачгук – Большой Змей

Кадр из фильма «Чингачгук – Большой Змей», режиссер Рихард Грошопп, 1967 г.
Кадр из фильма «Чингачгук – Большой Змей», режиссер Рихард Грошопп, 1967 г.

Фильм был снят по мотивам романа Фенимора Купера «Зверобой», однако сценаристы перекроили сюжет, посвятив почти все время описанию жизни и обычаев индейцев, а также заострив внимание на проблеме истребления индейских племен англичанами и французами. Главную роль, разумеется, отдали Гойко Митичу.

Я смотрел этот фильм в кинотеатре, и помню его до сих пор. Помню даже, как принял медвежьи когти в ожерелье Чингачгука за засушенный красный перец и недоумевал, зачем индейцу такое украшение.

Смертельная ошибка

Кадр из фильма «Смертельная ошибка», режиссер Конрад Петцольд, 1970 г.
Кадр из фильма «Смертельная ошибка», режиссер Конрад Петцольд, 1970 г.

В картине разворачивается настоящая детективная история, призванная объяснить, кто же стравливает между собой белых и индейцев, чтобы присвоить их земли с нефтяными месторождениями.

К этому времени Гойко Митич уже обрел такую славу, что достаточно было только его присутствия в кадре, чтобы сделать фильм кассовым. Картина насыщена погонями и схватками, поэтому смотреть ее интересно и сегодня.

Текумзе

Кадр из фильма «Текумзе», режиссер Ханс Крацерт, 1972 г.
Кадр из фильма «Текумзе», режиссер Ханс Крацерт, 1972 г.

Текумзе – реальный исторический персонаж, вождь, решивший объединить враждующие племена ради борьбы за свои права. В сценарии углублены взаимоотношения персонажей, сюжет более сложный и проработанный.

С первого кадра видно, что все костюмы сшиты профессионально и в соответствии с исторической эпохой. Фильм смотрится на одном дыхании. Что интересно, картина снималась в Крыму, поэтому мы можем здесь увидеть Олега Видова в одной из ролей.

Апачи

Кадр из фильма «Апачи», режиссер Готтфрид Кольдиц, 1973 г.
Кадр из фильма «Апачи», режиссер Готтфрид Кольдиц, 1973 г.

Апачи были последним индейским племенем, которое удалось загнать в резервацию. За свою землю они сражались до конца, поэтому до сих пор являются символом непоколебимой стойкости и боевого духа. Именно их печальной истории посвящен этот фильм. Снимался он тоже в Советском Союзе, в Самарканде.

Как говорят, Гойко Митич приложил здесь руку к сценарию, и поэтому фильм вышел таким увлекательным и ярким. Что необычно, индейцы тут не святые, они тоже крадут скот, пытают и убивают пленных. Однако именно это придает картине тот реализм, которого так недоставало предыдущим, излишне отлакированным сюжетам.

Все эти фильмы были очень известны и породили среди детворы настоящее движение. Дошло до того, что в журнале «Советский экран» публиковали комплекс упражнений от Гойко Митича.

Разумеется, каждый подросток читал и знал наизусть книги Фенимора Купера и Карла Мая, давал себе клятву быть таким же стойким и храбрым, как Виннету. Это были прекрасные фильмы и прекрасное детство.

А 13 июня Гойко Митичу исполнилось 80 лет! Я от всей души хочу пожелать ему долголетия и здоровья! Надеюсь, вы тоже присоединитесь к поздравлениям.

Кадр из фильма «Апачи», режиссер Готтфрид Кольдиц, 1973 г.
Кадр из фильма «Апачи», режиссер Готтфрид Кольдиц, 1973 г.

См.: Новости кино · Обзоры фильмов · Факты о кино · Ещё...