У создателя Версаля был свой любимый аромат – фиалок. У его кузена, принца Людовика II де Бурбон-Конде – запах гвоздик. А ведь многие считают, что в те времена плохо мылись и неважно пахли. Так чем же, на самом деле, пахло Средневековье и Новое время? Одними немытыми телами?
Настоящий гимн ароматам создал немецкий писатель Патрик Зюскинд, который так безупречно воссоздал на страницах «Парфюмера» запахи улиц, что при чтении начинаешь ощущать их на самом деле. И запахи эти не вызывают восторга. А послы из Москвы, побывавшие в семнадцатом веке при Дворе короля Людовика XIV, в своих отчетах и письмах упоминали, что государь-де «смердит словно дикий зверь».
Говоря по правде, на склоне лет самый знаменитый французский король действительно распространял далеко не восхитительные ароматы, но вовсе не по причине некачественной гигиены. У монарха была гангрена. А вот настоящие ванны, вопреки очень устоявшемуся мнению, он принимал регулярно.
Сильные запахи, которые издавали люди Средневековья, были связаны со множеством причин. Во-первых, это питание. Чеснок был одной из главных приправ в Европе, еще с самых незапамятных времен. Он усиливал вкус блюд, плюс имел обеззараживающее действие. Да-да, об этом хорошо знали и в XII веке! До наших дней сохранился популярный средневековый рецепт приготовления зайца (или кролика) с чесноком: сначала обжаривать ломти в смеси лука и чеснока, до коричневой корочки, а уже затем тушить в воде с ячменем и солью.
Считалось, что чеснок помогает вылечивать головную боль, а когда в XIV веке пришла чума, то растение пытались использовать и для борьбы с этой напастью. Чеснок ели и простолюдины и знать, а при боязни заразиться увеличивали его присутствие в рационе. Конечно, аромат держался долго!
Во-вторых, хранение вещей в повседневности тоже было связано с ароматами. Очень и очень долго никаких шкафов с «плечиками» не было и в помине. Да что там, они вошли в употребление только в XIX веке. Поэтому, складывая тяжелые ткани в сундуки, люди старались заботиться о сохранности белья и платьев. А для этого прокладывали между слоями одежды веточки лаванды, мешочки с розовыми лепестками (на юге) и настоящие смеси из приправ, которые мы привыкли видеть на кухне – гвоздику, корицу, можжевельник. Одежда «перенимала» ароматы, и, надев на себя рубашку, которая долго пропитывалась запахом, например, тмина, человек тоже начинал распространять вокруг себя запахи приправ. Иногда они были очень концентрированными.
В-третьих, люди обеззараживали раны. Распространению «Одеколона», например, поспособствовала как раз эта причина. Создатель «Кельнской воды» получил признание во Франции как раз после того, как солдаты и офицеры открыли для себя чудесные свойства его ароматной жидкости. Подробнее об этом я писала в своей статье"Кельнская вода: парфюм для королей".
В чумные столетия появилась мода на благовония. Сначала они использовались по прямому назначению – заглушить сильный запах с улицы. Затем, когда проблема изжила себя, интерес к ароматам остался. В шестнадцатом веке богатые люди полюбили сухие душистые комочки, которые можно было раскладывать между мебелью, носить в складках одежды – опять-таки, для придания себе любимым вкусного аромата. Самым естественным и простым был запах жасмина, его могло себе позволить даже население средней руки.
А дамы из высшего общества вставляли в украшения для прически или медальоны крошечные ароматизаторы более изящного свойства – из привезенных с востока специй. Очень популярны во времена последних Валуа во Франции (во второй половине XVI века) были сандал, мускус и алоэ. Есть даже рецепт духов Екатерины Медичи! Это смесь бергамота, лимона, нероли, лаванды и розмарина. Королева немножко попахивала аптекой, но тогда это было "в тренде".
Чем дальше в глубину веков – тем менее сложными были духи. Если в шестнадцатом веке смешивали по пять-шесть компонентов, то в четырнадцатом хватало двух. Для венгерской королевы Елизаветы соединяли розмарин с тимьяном. Это были даже не духи, а рецепт от недуга, от которого пыталась избавиться 70-летняя государыня (вероятнее всего, мигрень). По легенде, снадобье так ей помогло, что «вода королевы Венгрии» стала изготавливаться регулярно. Уже для других, ароматических целей.
Юные девы иногда могли пахнуть уксусом. От жестких корсетов они регулярно падали в обмороки, поэтому на поясе у каждой имелись сумочки со специальными флаконами. Бедняжек приводили в чувство с помощью уксусной эссенции, которую подносили к носу, или могли побрызгать на лицо. Соответственно, запах оставался.
Вот такое оно разнообразное, ароматное прошлое!
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
И не забывайте про Лайки: они помогают развитию канала!