Но по популярности, первое место делили между собой игры в лянгу и ашички. Первые представляли собой кусочек овечьей, кроличьей или любой другой кожи с шерстью. К ней, как пуговица, пришивался небольшой рассверленный кусок свинца, и в игре полагалось подбросить это «устройство» ногой, кому какой удобно, и как можно больше раз.
А какие трюки при этом проделывались! «Подбивали» лянгу и внутренней частью стопы, и внешней, и стоя на месте, и в прыжке. Определенные виды ударов носили даже свои собственные имена. Например, «люры», «каннелюры» или так называемые «виси». Бывали такие профессионалы, исполнявшие поистине цирковые номера примерно по полчаса. Кто из игроков допускал самое малое количество падений лянги на землю, становился победителем и мог претендовать на лянги своих соперников.
Ашички же, в свою очередь, являлись аналогом русской игры «в бабки». Только в нашем случае использовались элементы коленной чашечки барана. Это достаточно устойчивая в горизонтали кость, окрашенная в различные цвета. В зависимости от количества участников, ашички выстраивались в линию, и первый, по жребию, бросающий, кидал «биту» - свою, специально подготовленную ашичку, как правило, утяжеленную залитым в нее свинцом.
При удачном попадании все сбитые кости становились собственностью удачливого игрока. Что мы только не делали, чтобы «достать» очередную ашичку. И упрашивали родителей купить на базаре баранину именно с коленной косточкой. И бегали в столовую больницы неотложной скорой помощи, (мы непочтительно называли ее «Жукиш» (имени Жуковского), выпрашивая эти косточки у поваров.
Самым счастливым из нас был тот, кому удавалось не просто набрать, а именно выиграть, возможно большее количество ашичек. Естественно, эти игры практиковались не только на Чиланзаре. Играли в них буквально везде, по всему городу, его окрестностям и по всей республике. К сожалению, по крайней мере, в Ташкенте, эти игры «благополучно» забыты.
Рядом с тем самым «Жукишем» протекал какой-то природный арык. Тогда, в силу малолетства, я не задавался подобными вопросами, а сейчас достаточно сложно определить имя канала, который нынче протекает по трубам на глубине нескольких метров. Над ним сейчас пролегает тротуар вдоль забора больницы.
Наша дорога, ныне улица Фозилтепа, шедшая рядом с этим каналом - речушкой, была очень узкой, да тут еще и овраг. Тут еще и пацаны, которые, вылезая из оврага, зачем-то швыряли в пассажирские автобусы комья мокрой земли.
Ох, и ругались водители проезжавших мимо автобусов. Останавливались, выскакивали из кабин, но, поди, поймай малых сорванцов в глубине зарослей камыша и далеко от места броска.
Здесь же можно было поймать нутрию (водяную крысу), за шкуру которой можно было получить денежное «вознаграждение». Правда, далеко не всем это удавалось, животное было слишком юрким. И, тем не менее, мы очень старались.
А что творилось зимой! Уважаемые читатели юного возраста! Просьба – НЕ повторять то, о чем я расскажу далее.
С приходом зимы многие из нас упрашивали родителей купить не модную зимнюю обувь, а самые простые кирзовые сапоги. Обувь прочная, надежная и достаточно легкая. Вещь замечательная, это действительно так.
В это же зимнее время в подъездах домов начинала пропадать так называемая «оплетка» перил на лестницах. Ох, и ругался гвардии старший сержант в отставке, фронтовик дядя Ваня Пожелухин, если видел в нашем подъезде очередного «резальщика» «оплетки».
Синяя, зеленая, реже черная или малиновая, она служила прекрасным средством для улучшения свойства «качения» тех самых сапог. Оплетку аккуратно срезали на длину подошвы пары сапог, обрезали края, и приколачивали, или привинчивали шурупами к подошвам.
Кататься на катке, спускаться с ледяной горки – это было самое то. Часто катались, цепляясь за попутный автомобиль. Правда, сильно рисковали при этом.
Или попадешься в руки водителя, и тогда могли «надрать» уши, или при «отцепе» от машины можно было вылететь под колеса встречного транспорта. Редко, но находились водители, которые все – же позволяли зацепиться за машину, но только в пределах квартала, и ехали они с малой скоростью.
С приходом весны начиналась другая «эпидемия». На свет появлялись «ролики» - на коньках или четырехколесные. Начинали искать (и находили же) площадки и спуски для катания. Правда, обмен роликами не практиковался, но победители своеобразных соревнований, по крайней мере, в нашем дворе, очередные катания открывали первыми, спускаясь с горки. Для нас ею служила крыша погреба детского сада, недавно (на то время) построенного около наших домов.
Детский же сад был построен на территории бывшей «поляны» - элементарного пустыря, на котором местные мальчишки устраивали свои игры «в войнушку», паля во все стороны из игрушечных пистолетов и револьверов, снабженных лентами пистонов.
Пистоны эти мы частенько покупали у «шары-бары», что приезжал из ближайшей махалли каждые субботу и воскресенье. (Для современной молодежи – это повозка, запряженная конем или осликом, нагруженным всякой всячиной, интересной только детворе).
В обмен на бутылку из-под лимонада или пива можно было получить кругляш «саллабадрака» - жареной кукурузы (попкорна), резинку – «венгерку», самодельную маленькую куклу, дудку из жести или ленту пистонов для нашего «оружия».
После такого «визита» канонада во дворе была достаточно продолжительной, пока не кончались «боеприпасы». Благо, пострадавших не наблюдалось…