Найти в Дзене
Psychology For You

Найди свою культуру

Сегодня, вопреки тому, что границы многих государств закрыты, а перемещения людей ограничены, чувствуется, насколько сильна глобализация нашего мира. Мы знаем новости из любого уголка земли, можем за мгновение связаться с человеком, проживающим в самом дальнем краю нашей планеты, нам даже доступно участие в мероприятиях повсеместно без физического присутствия. Что только ни позволяют сделать современные технологии! Мы соприкасаемся так или иначе с представителями множества культур ежедневно. Поэтому именно сейчас было бы так интересно поговорить о неординарном ученом, который… измерил культуры. Да-да. Звучит странно, почти немыслимо. Разве реально измерить что-то настолько умозрительное, эфемерное и не обладающее какими-либо количественными характеристиками? Оказывается – вполне.

Психолог, о котором пойдет речь – Герт Хофштеде, нидерландский ученый с самым разносторонним образованием и опытом работы. Он обучался естественным наукам и машиностроению, был и военным, и просто фабричным рабочим, пока в возрасте 39 лет не получил докторскую степень по социальной психологии. Собственно, после этой знаменательной даты Хофштеде и начинает свой путь в психологии, о котором мы поговорим уже намного подробнее.

Герт Хофштеде отправился работать в широко известную компанию IBM, на базе которой и были проведены его исследования, благо сотрудников разнообразного происхождения в компании множество. Достаточно иронично, что именно столь технологичная компания послужила материалом для измерения различий культур, а технологии – инструментом этого научного труда, в то время как, по мнению многих, технологии как раз-таки нивелируют разницу между культурами. Вот и выясняется, что такое распространенное мнение не совсем верно, ведь глобализация и множественные контакты между странами еще не означают, что культуры сливаются воедино.

Итак, давайте наконец перейдем к самой научной работе Хофштеде. Надо сказать, что исследования нидерландского ученого многократно повторялись, дополнялись и расширялись на более разнообразные группы людей, однако чтобы не вдаваться в излишние подробности, я соберу этот труд воедино. Герт Хофштеде предложил испытуемым опросник внушительных размеров, нацеленный на выяснение их ценностей, а проанализировав данные по каждой из стран в отдельности, сравнил культуры между собой. Собственно, это сравнение и показало, что есть несколько «измерений», векторов или даже координатных осей, по которым культуры можно сравнивать между собой и располагать в некотором порядке. То есть каждую культуру можно приблизительно измерить по этим параметрам и расположить в уникальной точке относительно осей. Не математическая модель, но достаточно близко. Давайте непосредственно разберем и обсудим каждое из измерений, чтобы проще было осмыслить уникальную находку Герта Хофштеде.

1) Дистанция власти

Это показатель того, насколько представители той или иной культуры принимают иерархию, как таковую. Грубо говоря, если дистанция власти в культуре велика, то люди принимают то, что у власть придержащих больше ресурсов, прав и влияния (например, в арабских странах), а если этот показатель низкий, то граждане рассчитывают на равное распределение благ и авторитета (например, в США). Эти ценности распространяются и на другие аспекты жизни. Так, в арабских странах жесткая иерархия наблюдается и на более бытовом уровне: в семье, в обществе. Ведь до недавних пор в Саудовской Аравии женщинам было запрещено даже водить машину! А в США борьба за равенство – дело чести каждого гражданина.

2) Индивидуализм и коллективизм

Это измерение отражает, насколько люди ценят коллективные цели и ценности в противопоставлении со своими личными идеалами. Так, полюс коллективизма идеально иллюстрирует Япония. Почти любой японец поставит свой коллектив, в амплуа которого может выступать любая группа: школа, компания, страна, – выше своих личных «хотелок», в крайних случаях до печально известных самоубийств «чести». В то время противоположность, вновь представленная США, отличается тем, что крайне ценит уникальность отдельного индивида. Идея американской мечты предусматривает то, что каждый отдельный человек имеет шансы на головокружительный успех, лишь благодаря своим личным качествам.

Обычно люди коллективистских культур склонны поддерживать близкие отношения в семье и общаться даже с дальними родственниками, а семьи чаще всего представлены большим числом поколений, в то время как в индивидуалистических культурах молодежь очень легко покидает «родные» места, а раздельное проживание уже с раннего подросткового возраста чуть ли не неизбежность. Не сложно догадаться, что мы с вами проживаем в коллективистской культуре, не так ли?

3) Избегание неопределенности

Этот показатель характеризует, насколько представители культур терпимы к изменениям и неопределенности, но на деле он отражает, насколько сильно общество «страхует» себя от всяческих неожиданностей. Другими словами – это измерение показывает, как много в культуре правил поведения, зачастую негласных, и насколько они жесткие. Культуры с высоким индексом избегания неопределенности отличаются тем, что их представители чтут традиции, ритуалы и порой «избыточный» этикет, у них в почете социальный статус, звания, возраст, религия. Такие культуры легко транслируют «общественно» правильный и неправильный способ жить, общаться, работать, заключать браки, а отклонения воспринимаются в штыки. Россия, кстати, - одна из стран с самым высоким индексом избегания неопределенности, также в «топ» попали Греция и Португалия. Культуры же с низкими избеганием неопределенности готовы к переменам, к нововведениям, отличаются более оптимистичным взглядом на реальность и большой готовностью рисковать (Сингапур).

4) Мужественность/женственность

По этой оси измерений можно отследить распределение традиционно «мужских» и «женских» ценностей. Если общество некой культуры ценит превыше всего амбициозность, напористость, силу, способность конкурировать, высокую работоспособность, то ее стоит отнести к мужественной стороне спектра. Женственная же культура будет отличатся тем, что социум поощряет заботу, покладистость, поддержание отношений. Чем мужественнее культура, тем ярче в ней наблюдается распределение гендерных ролей, в такой среде мужчина «добытчик», а женщина – «хранительница очага». Одной из самых маскулинных стран является Япония, страна, получившая печальную известность из-за тяжёлых условий работы, к большому сожалению, нередких смертей от переработок, и жестких гендерных разделений ролей. Не так давно в Японии женщины стали бороться за право не носить высокие каблуки на рабочих местах и за возможность надевать очки вместо линз. Да-да! Во многих японских компаниях прописаны жесткие правила внешнего вида для женской части коллектива. Женственные же культуры, такие как Швеция или Норвегия, знамениты минимальными различиями в гендерных ролях, высоким уровнем заботы об инвалидах и малоимущих. Думаю, многие слышали о том, что в этих странах не раскупленные продукты раздают желающим даром, медицина доступна даже нелегалам, а на ребенка и декретные отпуска обоих родителей выплачивают очень внушительные суммы.

5) Ориентация на будущее

Исходное название этого измерения, «конфуцианский динамизм», ввергает в некоторый ужас, но если разобраться, то все достаточно ясно. Это попросту то, насколько жители той или иной страны смотрят в будущее. Если этот показатель невысок, то люди предпочитают «жить настоящим», а в прогнозах полагаются на прошлое, кроме того, время воспринимается как некая цикличная единица, повторяющая дни, месяцы и года раз за разом. Культуры с высокой ориентацией на будущее же видят время линейным процессом, они строят долгоидущие планы, высоко ценят упорство и постоянство. Интересно, что Хофштеде не сразу ввел это измерение и добавил его лишь после того, как критики указали на излишне «европоцентричный» подход. Ведь ориентация на будущее – это в наибольшей степени «азиатская» черта, которая отличает Китай, Гонконг, Южную Корею, Японию, Тайвань и т. д. от западных стран.

6) Потворство желаниям

Также называется «индульгенция» и описывает готовность людей наслаждаться радостями жизни здесь и сейчас. Человек из культуры, склонной к потворству желаниям (Латинская Америка, некоторые страны Африки) легко выберет то, что «душа требует», не обращая внимания на нормы морали, ограничения или осуждение: пойдет работать на непрестижную, но любимую работу, пустится в пляс на виду у всех или изменит своему партнеру ради острых ощущений. Представитель сдержанной культуры же (азиатские страны, арабские страны) скорее предпочтет отказаться от сильного желания или даже мечты, смирившись с рациональной, безопасной и более скромной альтернативой.

Полагаю, концепция Хофштеде очень наглядна и понятна, если в ней немного разобраться, скорее всего, многие из вас смогли примерно расположить на описанных «координатных осях» свою страну, а может быть и некоторые другие. В любом случае, работы Хофштеде наметили сонм новых направлений исследований различных культур в психологии, социологии, политологии и множестве других дисциплин. Это научное изыскание отличается неординарным и свежим подходом, ну и, давайте признаем, оно действительно захватывающе интересное! И несмотря на то, что Герт Хофштеде, к великому сожалению, скончался совсем недавно, в феврале этого года, можно смело сказать, что его имя прочно вошло в список самых выдающихся исследователей в психологии.