Всем привет!
Лето, любимая пора. Наконец-то тепло, солнце светит чаще, кругом зелень и запах цветов.
Мне захотелось рассказать вам о таком направлении, как люминизм, и одном из ярчайших его представителей — Хоакине Соролья.
Само направление стало развиваться с конца XIX века в Америке и Бельгии, но вскоре туда стали присоединяться художники из других стран.
Люминизм — одно из художественных направлений в живописи.
Термин «люминизм» был создан в 1945 году Джоном Бауром, директором Музея Уитни в Нью-Йорке, чтобы описать направление пейзажной живописи в середине двадцатого века в Америке, в котором изучение света особенно важно.
Из Википедии
Итак, Хоакин Соролья. Яркий представитель данного направления. Картины его просто пропитаны солнцем. Когда рассматриваешь их, то невольно хочется очутится там же, где герои сюжета, ощутить свежесть летнего дня, пропитанного запахами моря и южных цветов.
Хоакин Соролья родился в Валенсии 27 февраля 1863 года. Он родился в рыбацком районе (факт, который, вероятно, повлиял на живопись художника). Год спустя родилась его единственная сестра Конча Соролья. Оба ребенка остались сиротами в 1865 году, когда их родители умерли от холеры. Их взяли на воспитание тётя и дядя по материнской линии.
Дядя Хоакина — слесарь. Он пытался научить юного племянника своему ремеслу, но юноша хотел рисовать. По совету директора средней школы, в которой учился Хоакин, дядя в 1876 году записал его на вечерние уроки в Валенсии. Два года Хоакин усердно занимался, рисовал и писал постоянно.
В период становления юноша показал себя как реалист. В этот период Хоакин ещё не определил свой стиль, он ищет себя.
В 1881 году Хоакин закончил обучение и познакомился с художником Игнасио Пиназо, который, вернувшись из Италии, предложил новый способ изображения света, основанный на световых эффектах. Хоакин заинтересовался новым способом и начал пробовать писать в этом направлении.
В 1885 году Хоакина Соролья получил от Испанской академии в Риме пособие на четырёхлетнюю учебу в столице Италии. В Академии он сдружился с сыном фотографа Антонио Гарсии, который познакомил художника с отцом. К этому времени Антонио Гарсия уже видел картины Соролья и восхищался его талантом. Он предложил поработать у него в фотомастерской ретушёром. Хоакин согласился, он нуждался в деньгах. Позже фотографии Гарсии служили идеями для разработки сюжетов картин Соролья.
Работая с Антонио Гарсия, Хоакин познакомился c его дочерью Клотильдой, которая впоследствии стала женой художника.
В 1881 году Хоакин получил диплом и стал пенсионером Академии, после чего, как и положено, отправился в путешествие по Италии, изучая наследие местных мастеров, затем — в Париж, где изучал живопись французской школы.
В 1888 году вернулся в Валенсию и взял в жёны Клотильду Гарсия. В 1895 году у них уже трое детей: Мария родилась в 1890 году, Хоакин в 1892, и Елена — в 1895 году.
В 1890 году супруги переехали в Мадрид. В течение следующего десятилетия усилия Сорольи как художника были сосредоточены в основном на мифологических, исторических и социальных темах для показа в салонах и на международных выставках в Мадриде, Париже, Венеции, Мюнхене, Берлине и Чикаго.
Его первый поразительный успех был достигнут с «Другой Маргариткой» (1892 г.), которая была награждена золотой медалью на Национальной выставке в Мадриде, а затем — первой на Чикагской международной выставке, где была приобретена и впоследствии пожертвована Музею Вашингтонского университета в Санкт-Петербурге.
Вскоре он достиг всеобщей известности и стал признанным художником современной испанской школы живописи. Его картина «Возвращение с рыбалки» (1894 г.) пользовалась большим уважением на парижском салоне и была приобретена государством для Музея Люксембурга. Это указывало направление его зрелого выхода.
В последующее десятилетие к художнику пришёл национальный и международный успех: его работы были награждены премиями в Испании и США, отмечены критикой и публикой на Парижских салонах.
Соролья перенес инсульт в 1920 году, когда писал портрет в своем саду в Мадриде. Парализованный в течение более трех лет, он умер в 1923 году.
По словам Сорольи, «искусство не имеет ничего общего с безобразием или грустью. Свет— это жизнь всего, к чему он прикасается, поэтому чем больше света в картине, тем больше жизни, больше правды, больше красоты».
Он всегда придавал большое значение освещению и передаче цвета, освещённого светом. Его необыкновенная память позволила ему рисовать произведения в больших форматов, которые передают свет и мимолётность мгновения.
Прогуливаясь вдоль берега моря.
Эта картина была написана художником в 1909 году на пляжах Валенсии.
На полотне изображены Клотильда и Мария, жена и старшая дочь художника. Они неторопливо прогуливаются вдоль берега моря. Дамы элегантно одеты. Дочь задумчива и держит в руках шляпу, а Клотильда кажется счастливой и умиротворённой, хотя лицо её скрыто за вуалью.
В этом изображении заметна композиционная смелость и свобода в технике исполнения.
Соролья убирает линию горизонта, вода и песок на берегу исполнены длинными мазками синего, лилового и бирюзово-зеленого, они становятся абстрактным фоном для силуэтов женских фигур. Дуновение ветра в развевающихся платьях и их легких шифоновых украшениях усиливает впечатление мгновенной мимолетности.
В конце XIX века простой народ на пляже занимался в основном хозяйственными делами. На заре туризма в Испании буржуазия и аристократия наслаждались пляжем в другом смысле, чем обычные люди. Аристократия превратила пляж в новую сферу социальных отношений и в новую городскую среду. Стало модным купаться, прогуливаться в компании друзей и дышать морским воздухом в Валенсии.
То, что мы видим здесь, с другой стороны, полностью соответствует иконографическому жанру, известному как «элегантная прогулка», в котором элегантно одетые состоятельные дамы приближаются к морскому берегу.
Время купаться.
Всё лето 1909 года Соролья экспериментировал с новыми композициями, для которых он выбрал квадратный формат, ограничивая пространство так, чтобы фигуры едва вписывались в него.
В сочетании с высокой точкой обзора без неба и горизонта всё это создает ощущение фотографического снимка. Художник так изобразил воду и песок, словно они сливаются воедино. Мы только угадываем по широким мазкам; белого, розового, синего и фиолетового цвета, что дети стоят у кромки воды, они счастливо резвятся и любуются морем.
После купания.
Картина женского счастья, как я для себя её определила. Счастливый ребёнок на руках матери накрыт белым полотенцем. Они оба счастливы и умиротворены, тёплое солнце согревает их тела. Глядя на эти картины, хочется уехать к морю и ощутить всю прелесть южных широт.
Дорогие читатели вам понравился люминизм? Хотите продолжения рассказа? Пишите в комментариях, я с нетерпением жду.