Сегодня у меня пойдёт речь о сборке этого велосипеда Львовского мотовелозавода после проведённой дефектации в первой части. В качестве заготовки у меня остаётся только рама, вилка с верхним конусом и чашками, вал каретки с чашками и системой, ну и крылья.
Чего-то нового я выдумывать не стал и просто пошёл на рынок и купил детальё, которое уже испытал на своём ММВЗ, что вызвало бурю негодования в Сообществе крокодиловодов 2.0. Я понимаю, что аутентичность велосипеда теряется почти полностью, но развожу я крокодилов. Да и цель у меня, напомню, сильно приземлённая — Аист Tango 2.0. Теперь подробнее, что было приобретено:
— обода алюминиевые одинарные 28" HJC P-6N 700Cх36Н — 2х478 р.
— резина DURO DB 7044, 28"х1,75" (47-622) — 2х424 р.
— втулка передняя Спутник 36Н — 100 р.
— спицы нерж. 292 мм + ниппеля (36 шт.) — 218 р.
— камеры Duro 28"x1.75 — 2х200 р.
— ободные ленты ZTTO 29"х20 мм — 135 р.
— седло DDK-2312NE — 650 р.
— вынос VLX-ST30 40 мм — 450 р.
— рулевая колонка резьбовая 1" KENLI KL-B205 — 150 р.
— грипсы VLX-G94 — 500 р. (но это я для себя на ММВЗ)
— тормозные ручки VLX для V-brake — 250 р.
— передние клещевые тормоза SENQUI — 500 р.
— тормозные колодки Ashima AP47V-T-AL — (но это я для себя на ММВЗ)
— трос, рубашка красная 5 мм, заглушки для переднего тормоза — 150 р.
— подшипники и клинья каретки — 50 р.
— хомут для тормозного рычага на раму — 100 р.
— рубашка красная 4 мм, заглушки для шифтера — 150 р.
Уф… Вроде бы ничего не забыл. Да да да — мне уже всё в Сообществе высказали по выбору всего этого, но задачи строить бескомпромиссный ретровелосипед у меня не было, поэтому буду использовать это.
◀Рулевая колонка.▶
В первой части я отметил, что нижний конус был в хлам убит, чашка с небольшими следами выработки, а верхние детали были в неплохом состоянии. Помимо этого, нижний конус болтался на вилке, что точно никак не улучшало работу этого узла, да и не прибавляло комфорта.
ВСЕ советские рулевые (кроме ГАЗ "Школьник") взаимозаменяемы между собой в сборе полностью. Также есть частичная взаимозаменяемость по деталям. Можно было бы поискать нужные мне элементы, но кататься ради копеечной детали мне не хотелось, поэтому я начал изучение вопроса о применении конусов, продаваемых в магазинах. Основная загвоздка здесь в СТАНДАРТАХ. Если вкратце, то внутренний диаметр конуса СССР должен быть 27 мм, а вот продающиеся, например, ISO запросто могут быть 26,4 и на советскую вилку не налезут. Но надо делать скидку на массовость советского производства и по факту у меня советский конус болтался на вилке как… гимнастический обруч на карандаше! Да, внутренний диаметр у конуса 27.05 мм… ну согласно моему кетайскому штангенциркулю, а вот поясок 26.7…26.75 мм. Неудивительно, что затянув вилку на штатных запчастях у меня так и остался люфт. Т.е. мне вот смело надо идти искать что-то буржуйское и спокойно насаживать на мою вилку. На всякий случай взял штанген и нашёл нужный мне конус в составе целого комплекта рулевой колонки KENLI KL-B205. Нижний конус оказался размером 27 мм, что не вызвало никаких проблем с установкой его на советскую вилку.
Естественно, этот конус так же болтался на вилке и в Сообществе мне подсказали подложить фольгу между вилкой и конусом… В качестве фольги у меня выступила стенка пивной банки, которая уже была мною употреблена в процессе дефектации, и после этого конус с небольшим натягом встал на своё место. Не то чтобы это отличное решение и, по-хорошему, надо бы наварить там металла и его обточить под размер конуса, но в моём случае велосипед не так часто будет использоваться, да и заменить "фольгу", если раздолбается, недолго.
Следующим камнем преткновения стали подшипники. Ну не то, чтобы прям упёрся в них, но как-то кривовато собралась колонка с кетайским конусом и советскими подшипником и чашкой… Как-то в воздухе болтался подшипник и явно не по нужной дорожке конуса двигался.
Тут долго я мудрить не стал и просто поставил кетайский подшипник 😆 Ну ладно, ладно! Я в нём махнул все шары на советские, которые я отдельно приобрёл, когда перебирал 7-скоростную планетарку для В-138. И всё стало замечательно!
И знаете что, я этим действием второго зайца убил: повысил защиту нижнего подшипника от воздействия внешней среды. Если смотреть на первое фото с советским подшипником, то в оригинале там шары всегда наружу торчат и туда летит пыль, грязь, вытекает смазка. В Сообществе там даже есть решение этого вопроса, путём установки резинового кольца в качестве пыльника, но тут… Мало того что сам конус уже позволяет установить этот пыльник с завода, тем самым отпадает необходимость точения советского конуса, так ещё и подшипник кетайский имеет "обратный" сепаратор и стоит теперь шарами вверх, а сепаратором вниз.
Пожалуй, к себе на В-138 я применю такую же систему! Не то чтобы у меня там какие-то проблемы появились, но наличие вытекшей смазки на короне, покрывшейся пылью, говорит о том, что смазка то, частично, убежала из этого узла.
Верхнюю часть рулевой колонки я полностью оставил штатной. Там особо выработки нет, просто набил смазки и закрутил. Да, как вы обратили внимание, хром на вилке и элементах рулевой колонки повреждён, проступила ржавчина. Попробую отмочить эти элементы в лимонной кислоте и убрать ржавчину, но, по возможности, всё это заменю. К сожалению, резьба не подходит к гайкам из комплекта KENLI, а так, может быть, прям всё это и накрутил бы. Перерезать не буду резьбу.
Дальше началась установка руля. Я как-то изначально даже и не планировал ставить какой-то советский вынос, т.к. он короткий для нас. У нас все в семье высокие, а дамская рама так вообще короткая должна быть из-за особенностей строения тела девочек: руки у них короче чем у мальчиков и подседельная труба ближе к рулю находится должна на дамках. Первая же примерка это подтвердила — даже с таким рулём коленки могут встретится.
Ещё до начала конкретного проекта я уже чётко осознавал, что вынос у меня на новом крокодиле будет такой же, как и на моём В-138. По-началу мне он показался высоковатым… впрочем он и сейчас смотрится убого! Но как же удобно, когда сидишь ровно не скрючено! Жена вот хотела МТВ и вот она жалуется, что руки устают. Я пока взял удлинитель ей для рулевой колонки, но в планах попробовать пересадить её с МТВ на дорожник. А для этого мне надо собрать удобный, лёгкий и красивый дорожник, на котором будет удобно кататься "по паркам", а не преодолевать ровный асфальт. Поэтому я и взял высокий вынос с которым мне и ездить удобнее и обслуживать проще руль, т.к. для его снятия не надо скидывать грипсу и ещё что-либо — просто откручиваю скобу на выносе и всё. За год если подо мной вынос этот не развалился, то у девочек точно жить будет долго.
Вот на данном этапе рулевая выглядит вот так. После первых выездов лично я вижу необходимость смены руля. Здесь либо я поставлю руль от своего ММВЗ, либо руль от ПВЗ Сура, который у меня сейчас стоит на В-138. Ну и грипсы с выступами под запястья как-то не понраивлись девочкам… возможно из-за конкретного руля. Но он в нагрузку к раме шёл и мне было просто интересно собрать раму и шасси, а рулями уже можно будет играться скольугодно, тем более с таким-то быстросъёмным выносом.
Во время сборки колёс бала обнаружена одна неприятная особенность вилки этого велосипеда — дропы впаяны на разной глубине.
Для меня это не стало сюрпризом 😉 т.к. ранее я уже наблюдал подобную картину на другом В-25 у коллеги. Там он у себя в теме устранил этот недостаток. Т.к. у меня нет своей горелки, то подобные восстановления я делать не буду. Хотел было это учесть при сборке колеса, но когда собрал с кривыми зонтами, понял, что это ерунда и перенастроил уже переднее колесо, используя вилку В-138… Как-то так я плавно пришёл к тому, что станок мне был бы удобен в этом плане, т.к. что-то часто я колёса начал собирать. Это не считая ещё 2х колёс 27,5", которые меня попросил один знакомый собрать ему на МТВ. Ну, кстати, раз уж пошла речь, то переходим:
◀Колёса▶
Ох — это ещё один камень раздора с Сообществом был. Согласно "Библии", дорожный велосипед всенеприменно должен строится на стальных ободах, а я тут… Ну не нравятся мне тяжёлые стальные и своим весом, и инерцией, и поведением на дороге. Может для неспешных пенсионерских покатушек они и хороши в плане своей жидкости, но… тем же пенсионерам лишний килограмм на колёсах крутить и тягать тяжело, а мне нужна чуть большая собранность. Есть ещё двойные обода, но это уже будут совсем жёсткие колёса и мне такие особо то уже не нужны — я тут долго с собой боролся, чтобы не уходить с дорожных 42 мм в жирные найнеровские 50+, но! это я ещё попробую, как снова подвернутся кенды 52-622.
Ну до ладно — обода! Сначала хотел попробовать одинарные алюминиевые от Спутника и даже купил их, вместе с втулкой всё от того же спутника, но впопыхах не рассмотрел что брал, а в качестве косяков были заявлены только восьмёрки. Уже по приезду домой я рассмотрел приобретение и понял, что такое я на эту дамку ставить не хочу!
К сожалению, на тот момент Remerx RMX21 (622x21) 36H, которые я поставил себе на В-138, в продаже либо отсутствовали, либо стоили по 900 р. Да, они неплохие, но отдавать за них 1800 рублей — это дорого! Поэтому были найдены другие кетайские обода 28" HJC P-6N на 36 спиц и шириной 21 мм. По внешнему виду, качеству изготовления, мягкости они уступают Remerx RM21, но после сборки колеса и протяжки разницы особо не ощутилось… разве что наоборот мне пришлось подтянуть своё переднее. Буду надеяться, что здесь и нагрузки будут в 2 раза меньше, и эксплуатация более спокойная, хотя…
С резиной я хотел сделать ход конём и взять себе на В-138 пошире, а свою Kenda Khan 622-42 поставить на этот велосипед. В ходе поисков сначала выбор пал на Chao Yang H-5129 29" x 2.10" или Kenda K-1162 29" x 2.10" или CST C1820/620236 29" х 1,95", но после обсуждения в Сообществе и последующего повторного анализа мест катания, я пересмотрел взгляды и решил искать дорожную резину, а это всё та же Kenda Khan но в размере 622-52 (29" х 2.10"), но если не гнаться за шириной, то ChaoYang H-5113 28" x 1,75" и какие-то Rubena \ Mitas, но… При фактическом замере ширины все они были 41…42 мм, как у моей Кенды. Да, 622-52 была пошире, но акцию на эту резину по 600 р за колесо я пропустил, а отдавать за неё уже по 950…1100 на рынке уже как-то не хотелось. Пошёл искать ChaoYang — везде он, вроде бы, есть, по по факту в одном экземпляре, и когда начал заказывать, то выяснилось, что эта покрышка одна на всех складах. Так меня занесло на эту DURO DB 7044, 28"х1,75" (47-622).
Неее — не то чтобы прям совсем кокашко, но ценник в 424 рубля ощущается. По размеру она ну никак не соответствует 47-622 и по факту это 41…42 мм, качество резины… ну какая-то там резина. Боковинка у Duro мягче, чем у Kenda, но по толщине такая же, зато вот толщина протектора у Duro больше, и это так же ощущается по высоте колеса в сборе: визуально Duro на 3.5 мм выше. Если сравнивать накат… В-138 со мной (140 кг) + сын (15 кг) + рюкзак с водой и инструментами (5 кг) катит чуть лучше, чем В-25 с бабушкой (~80 кг). Ну если прям сравнивать, то на длину В-25 мы выкатились дальше на отрезке примерно 100…150 метров. Когда я сравнивал сам, то разницы в накате я не ощутил вообще. По шумности… Duro однозначно тише! Возможно это связано с разным весом или ещё что-то, но отчётливо Kenda шуршала сильнее. В общем, ради 20…100 км в год эта резина прекрасна!
С Али заказал себе ленты ободные, т.к. все что у меня были старые советские уже порвались и я подзапарился их восстанавливать и натягивать каждый раз, как колёса разбираю. Взял простоленты — в обод поместились изумительно:
Про сборку особо рассказывать нечего мне — руку уже набил и вполне без станка собираю колесо за вечер под пивко и ютубчег. Эти обода HJC P-6N такие же "неправильные", как и Remerx RM21: отверстия под спицы у них идут зеркально, а все видеоуроки учат как спицевать "правильный" обод. Благо у Шелдона всё это есть и внимательно следуя инструкциям всё прекрасно собирается, а когда это уже 2…3…4 колесо за лето, так вообще даже уже без подсказок.
Камеры я тоже взял Duro, но только после того, как у меня взорвалась камера на 3 атм стоимостью… 50 рублей, купленная в Ашане 😆 Забавно то, что такая же сейчас у меня на В-138 сзади установлена и я в неё 4.5 атм загоняю!
◀Трансмиссия▶
Как и было анонсировано в первой части, каретку и систему я решил оставить на клиньях. Прежде всего, это экономия на шатунах и педалях! Да, можно поставить стальную систему от ашана какого-нибудь за 700…800 р. с тремя звёздами под квадрат, как я это сделал на В-138, но… хватило мне её вот от силы на 3000 км, а то и меньше, и получил я прокручивание шатунов относительно звёзд. Там у меня уже новая система, которая уже не должна так прокручиваться, а в случае с износом звезды, я её просто смогу заменить, но стоит это уже 1900 р. Да ещё педали советские на буржуйные шатуны не подходят — это ещё рублей 600. Напомню — проектируемый пробег 20…100 км в год… хотя, если честно, первый же выезд был в 20 км, а в реальности 26.5, т.к. Strava чего-то потеряла часть траектории. Поэтому я просто из купленных и имеющихся подшипников собрал пару, протёр вал, набил литола и собрал всё в сток. Я вообще не помню такого, чтобы в детстве мы меняли валы эти или педали!
А вот клинья… Ну я догадывался, что я покупаю говно, но чтоб настолько! Всё дело в том, что я решил немного сделать микс: переднюю звезду я оставил на 46 зубов, ту, что и шла с рамой, а вот левый шатун я релил применить из своих запасов, т.к. хром у него был поцелее. Казалось бы, всё должно встать прекрасно, но вот нет! Штатный шатун ЛВЗ прекрасно фиксировался новым клином, который так же прекрасно входил в отверстие. А вот в шатун из запасов клин отказывался загоняться пальцем 😒 Ну я там подровнял шатун и помог молоточком… угу. 😒 При первом же выезде я получаю болтающийся левый шатун! 😒 Да, мне самому не нравится всё это, но вкрутить кассету и отвалить 2500 за систему я всегда ещё успею! Поэтому пошёл в свои запасы и нашёл там какой-то старый клин. При установке новый клин… ПОЦАРАПАЛСЯ о вал, что сразу же привело к появлению люфта. Старый же клин залетел в запасной шатун отлично, был закручен в то время когда все уже стояли и ждали первого выезда дамки.
Цепь я оставил ту же, что шла в комплекте с рамой, разве что отмочил в керосине, да отмыл от полувековой грязи. Для первого выезда защиту не стал ставить, т.к. особо обильно не смазывал цепь, да и попасть туда одежда не планировалась ввиду её большого отдаления. Немного прокосячил с линией цепи: штатно ЛЦ у дорожников спереди 40 мм, а у планетарки 45 мм. Но там есть возможность поставить заднюю звезду другой стороной и тем самым получить эти 40 мм и сзади.
Но это я уже, скорее всего, буду переставлять, когда буду менять передаточное число трансмиссии. Сейчас у этого велосипеда соотношение 46/21 и по моим наблюдениям, это высоковато для мамы.
Да, мне это соотношение ~2,2 понравилось при езде в городе и, по сути, у меня сейчас 3я и 5я, которые соответствют 1й и 2й на трёшке, самые основные передачи на которых я катаю, но в горку то у меня есть ещё и 1 и 2, а вот у мамы — нет. Видно, как она напрягается на 1й, поэтому я просто пока поменяю заднюю звезду на 23. Получатся чутка пониже передачи, но немного выше 42/22 передаточного. Велосипед лёгкий, колёса лёгкие — ехать на нём легко и занижать в 42/22 нет необходимости.
◀Передний тормоз▶
Если ещё не устали от моей писанины, то я продолжу.
Наличие переднего тормоза, как показала практика, просто обязательно! По-началу, мне это казалось каким-то вспомогательным средством, теперь же, это мой основной тормоз и ножной я почти перестал использовать. Ну, честно говоря, перестал я его пользовать больше по причине люфта системы, но даже без этого какие-то подтормаживания, снижение скорости плавное — всё это делается передним тормозом у меня теперь. Задний я дополнительно пользую на спусках и при каких-то интенсивных торможениях, когда есть вероятность перелететь через руль. На своём В-138 я к этому пришёл спустя 3 года, но здесь, на В-25, я хотел это сразу реализовать.
Т.к. у меня от дооснащения В-138 остался комплект задних тормозов, то я планировал как-то их попробовать приладить на переднюю вилку, но потом мне предложили некое кетайское изделие легендарной компании SENQUI и я решил попробовать их.
Это 3х осные клещевые тормоза. В чём их преимущество конструктивное — я не знаю 😆 Как и в прошлый раз, я выбирал клещи по значению РИЧ — расстоянию по вертикали (не по прямой) от крепёжного отверстия в мостике рамы или вилке до середины тормозной дорожки обода. На этом велосипеде я намерял аж 90 мм! На В-138 эта цифра примерно 82 мм. Это сильно сужало количество возможных вариантов, но я, на свой страх и риск, таки приобрёл эти клещи. Как получил, так сразу побежал примерять — встают и даже с небольшим запасом!
Т.к. есть у меня желание сделать этот велосипед красным, то решил я некоторые элементы в цвет ставить. Рубашки тросов я взял красные. На передний тормоз я сразу поставил, а для шифтера пока оставил рубашку штатную, т.к. для пробного выезда цвет абсолютно неважен!
Да да да, я знаю, ручки я взял козлячие ви-брейковые. Для клещей ручек не было, а те что были… стоят как железобетонный мост и сами должны возить, а не тормозить! Поэтому взял самый дешман под ви-брейки, чтобы хоть какие-то были, а доработать их можно и до уровня клещевых ручек. На моём то В-138 тоже стоит ви-брейковая ручка, но там есть возможность переставить тросик поближе к валу, тем самым уменьшив плечо под клещевой тормоз. Так то у меня осталась правая ручка, может быть получится сделать из правой и левой ручки одну левую — видно будет.
Когда я переставил у себя трос, то особой разницы в торможении не ощутил — ну да, ход немного вырос, усилие на ручке стало проще дозировать, но так чтобы повысилась интенсивность торможения — этого я не увидел. Зато это сразу же почувствовалось по сравнению с В-25. Ну да, и так было понятно, что всё непросто будет, но я думал, что хоть как-то будет работать… Но тем не менее, я там чутка покатался, посравнивал эти клещи со своими и… Пружина здесь значительно мягче, даже этой козлячей, короткой ручкой нажимать легче, чем у меня. Так же 3х-осевые клещи равномернее разводятся по сравнению с моими — это точно позволит уменьшить свободных ход, что сократит реакцию. Не знаю насколько это актуально для дорожника 😉 По эффективности сравнивать сложно, т.к. обода, колодки, ручки разные.
Так вот плавно в тексте уже и рассказал основные моменты и наблюдения первого выезда на данном велосипеде. Как итог: на нём значительно легче ехать, чем на Stels Pilot 730. Его значительно легче переносить, т.к. это пока 16.5 кг веса. Да, ещё добавятся кое-какие элементы: крылья, защита цепи, звоночки, фонарики, но это не должно сильно утяжелить велосипед. Этот сезон он точно уже останется в таком виде, как сейчас. Может даже разок-другой ещё выедет, но пока по грязи эксплуатация не планируется. Т.к. ни у меня на В-138, ни у жены на МТВ, крыльев пока нет. Ну может в быстром порядке и решу вопрос, но по грязи уже нет особого удовольствия в куртках кататься.
◀Итоги▶
Как я там выше уже и говорил, цвет велосипеда будет красный, крылья и защита цепи — белые. Вынос красным попробую сделать — не понравится — можно побелить. Попробую воспроизвести цировки белым, другие элементы декора на раме и вилке. Руль, грипсы под замену, тормозная ручка на доработку или замену. Сидение будет самое большое из имеющихся, что на Stels Pilot 730 сейчас стоит, а это, скорее всего, жене уйдёт на МТВ. Ну вот, как-то так…
◀Взвешивание▶:
— обод — 0.465 кг,
— резина — 0.900 кг.
— вес переднего колеса в сборе — 1,95 кг
— вес заднего колеса в сборе — 3,4 кг.
— вес велосипеда В-25 — 16.7 кг.
Для сравнения — вес велосипеда В-138 — 16.2 кг. Всё-таки, дамская рама В-25 тяжелее мужской В-138, при условии, что у В-138 планетарка ощутимо тяжелее и дополнительные полкило в виде детского сидения, подножек и прочих аксессуаров.