Старинное русское село Медное в Калининском районе Тверской области в конце ХХ века стало печально известным почти во всем мире в результате обнаружения там захоронений репрессированных советской властью советских и польских граждан.
Открываю материалы, которые мне попали в руки во времена работы в координационном комитете по увековечению памяти жертв тоталитарных режимов при Правительстве РФ, чтобы напомнить о трагических страницах нашей истории.
30 июля 1937 года руководитель НКВД СССР Н. И. Ежов издал приказ, согласно которому все репрессируемые кулаки, уголовники и другие антисоветские элементы разбиваются на две категории:
а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и по рассмотрению дел на тройках расстрелу;
б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагере на срок от 8 до 10 лет.
По Калининской области было утверждено следующее количество граждан, подлежащих репрессиям:
первая категория 1000 человек,
вторая категория 3000 человек.
Операцию поручено начать 5 августа 1937 года и закончить в четырехмесячный срок. В первую очередь подверглись репрессиям контингенты, отнесенные к первой категории. 31 июля 1937 года политбюро ЦК ВКП(б) протоколом № 51 утвердило приказ Н. И. Ежова. Для его выполнения отпустило из резервного фонда СНК 75 миллионов рублей.
После утверждения Политбюро ЦК ВКП(б) приказа Ежова о репрессиях расстрелы приобрели массовый характер. Если до 13 августа 1937 года за ночь в здании Калининского НКВД расстреливали по 13 человека, то 14 августа расстреляли 92 человека, 17 августа 48 человек и так практически каждую ночь. Даже перед новым 1938 годом 31 декабря 1937 года палачи не отдыхали, расстреляв в ту ночь 76 человек.
5 января 1938 года палачи расстреляли 206 советских граждан, а в Международный женский день 8 марта 1938 года поставили «рекорд», расстреляв 222 человека.
Масштабы репрессий, проведенных органами НКВД по Калининской области среди граждан своей страны, потрясают. Только за период с октября 1936 года по июль 1938 года было арестовано 16 тысяч 722 человека. В 1937 первой половине 1938 года приговорены к смертной казни 4466 человек.
20 марта 1938 года начальник УНКВД по Калининской области А. В. Гуминский доложил наркому Н. И. Ежову: «По всей области за один день 20 марта 1938 года арестованы 1918 человек, в том числе по операциям: латвийской 1115 человек, польской 334 человека, немецкой 142 и эстонской 107 человек.
За предыдущий период, с 1 августа 1937 года по 20 марта 1938 года, особой тройкой были осуждены 993 человека, в том числе по первой категории 254 человека».
Буквально через неделю, 28 марта 1938 года, Гуминский докладывал в НКВД СССР: «За время с августа 1937 года по 26 марта 1938 года тройкой УНКВД по Калининской области осуждены 10200 человек, из них по 1-й категории – 4587 человек и по 2й категории – 5613 человек».
17 сентября советские войска вошли на территорию Польши, захватив в плен польских офицеров, полицейских, жандармов, тюремных работников и гражданских лиц. Первые партии военнопленных уже 20 сентября были направлены в Козельский и Путивльский лагеря. По состоянию на 30 сентября 1939 года в Осташковском лагере на территории Калининской области находились 8731 человек. Осташковский лагерь для военнопленных был самым крупным в системе лагерей. Лагерь располагался на острове Столобный озера Селигер на территории НилоСтолобенской пустыни.
На 15 марта 1940 года в Осташковском лагере было 6364 польских пленных, из них 48 армейских офицеров, 240 офицеров полиции и жандармерии, 775 младших командиров и 4924 рядовых полиции.
Операция по расстрелу польских военнопленных началась с 21 марта 1940 года. Пленных из Осташковского лагеря пешком конвоировали небольшими группами по льду озера Селигер. Они двигались от острова Столбный, где находился лагерь, в местечко Тупик, теперь оно называется Сплавучасток. Там пленных грузили в тюремные вагоны и отправляли поездом в город Калинин. Отправка пленных из Осташковского лагеря началась 5 апреля 1940 года и закончилась в мае 1940 года. Когда по льду передвижение стало невозможным, пленных перевозили на катере, последний рейс был, скорее всего, 19 мая 1940 года.
Всего по решениям специальной тройки НКВД СССР было расстреляно 21857 поляков, из них в Катынском лесу (Смоленская область) – 4421 человек, в Старобельском лагере близ Харькова – 3820 человек, в Осташковском лагере (Калининская область) – 6311 человек и 7305 человек были расстреляны в других лагерях и тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии.
23 июня 1994 года было издано распоряжение Правительства Российской Федерации по утверждению состава координационного комитета по осуществлению мероприятий, связанных с захоронением и увековечением памяти жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область). На координационный комитет были возложены функции уполномоченного органа, ответственного за координацию деятельности по выполнению положений Соглашения от 22 февраля 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти жертв войны и репрессий. Председателем координационного комитета был назначен заместитель министра культуры Российской Федерации В. И. Брагин. С января 1996 года я стал членом комитета, а по распоряжению председателя Правительства РФ № 482-р от 29 марта 1999 года – заместителем председателя комитета. Председатели комитета менялись, после Брагина были Н. Л. Дементьева, В.К. Егоров и М. Е. Швыдкой.
19 октября 1996 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О создании мемориальных комплексов в местах захоронений советских и польских граждан – жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)».
Правительство нашей страны приняло предложение Польши, поддержанное нашим координационным комитетом, об образовании на территориях мемориальных комплексов польских воинских кладбищ в границах, определенных российско-польским протоколом от 26 марта 1995 года.
Министерству культуры Российской Федерации было поручено организовать в течение 1996-1997 годов проведение всероссийского конкурса проектов мемориальных комплексов.
С целью исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.96 г. № 1247 постановлением губернатора Тверской области В. И. Платова 14 мая 1997 года был создан областной координационный комитет, его председателем губернатор назначил меня, и утверждены мероприятия на 1997 год.
Выполняя эти мероприятия, комитет разработал положение о Государственном мемориальном комплексе (ГМК) «Медное», положение о дирекции комплекса, представил предложения о составе дирекции и кандидатуре на должность директора ГМК «Медное» Бориса Николаевича Ещенко, который работал главой Медновского сельского округа. По приказу министра культуры РФ с декабря 1997 года Б. Н. Ещенко приступил к исполнению своих обязанностей.
Необходимо было установить точное количество жертв репрессий тоталитарных режимов. Были установлены точные границы комплекса и польского кладбища, составлена смета расходов. Будучи председателем областного координационного комитета по увековечению жертв тоталитарных режимов, я принимал активное участие в конкурсах на лучший проект мемориального комплекса в Медном Тверской области и Катыни Смоленской области, проведенных в 1997-1998 годах.
К декабрю 1997 года на заседании координационного комитета по увековечению памяти жертв тоталитарных режимов при Правительстве РФ была утверждена концепция создания мемориальных комплексов в Катыни и Медном. Концепция была предложена председателем комитета В. И. Брагиным 12 ноября 1997 года.
Было определено, что в Катыни и Медном будут созданы совместные российско-польские мемориальные комплексы, которые могут стать местом памяти жертв репрессий тоталитарных режимов, местом повиновения за действия в период тоталитарного режима, но ни в коем случае не ареной политического состязания.
В 1997 году был утвержден проект польского кладбища, в 1998 году – проект его российской части. В том же 1998 году был проведен конкурс среди строительных организаций, его выиграло предприятие ОАО «Тверское КПД», генеральный директор Евгений Александрович Воротников. Польские строители начали работу в апреле 1999 года, наши строители первый этап работы провели в период с 1 апреля по 23 мая 2000 года, как всегда, штурмом.
Протоколы заседаний рабочей группы областного координационного комитета, переименованного постановлением губернатора от 17 июня 1997 года в областную комиссию по увековечению памяти жертв тоталитарных репрессий, за I полугодие 2000 года напоминают по жесткости и конкретности поручения по «боевой» операции.
Задержка по началу строительства ГМК «Медное», решению проблем по землеотводу и лесам была связана с выборами губернатора. Я, будучи председателем областной комиссии, был уволен с должности заместителя губернатора и не работал с 1 по 22 февраля 2000 года.
На третий день после своего восстановления в должности, 25 февраля, я провел заседание областной комиссии, чтобы оперативно решить возникшие к тому времени проблемы.
Комиссия обратилась с письмом к заместителю председателя Правительства РФ В. И. Матвиенко и министру экономики А. Г. Шаповальянцу об оказании содействия по проведению экспертизы техникоэкономического обоснования строительства ГМК «Медное». 7 марта 2000 года министр экономики А. Г. Шаповальянц издал приказ о проведении экспертизы в месячный срок.
Наша комиссия обратилась с письмом к генеральному директору Российского дорожного агентства В. Г. Артюхову по выделению средств на строительство подъездной дороги и автостоянки. Надо отдать должное В. Г. Артюхову, благодаря ему не только были построены дорога и автостоянка, но и отремонтировано около 20 километров дороги, проходящей через село Медное от трассы Москва Санкт-Петербург.
Комиссия обратилась к заместителю министра финансов РФ А. А. Кудрину и заместителю министра экономики РФ А. А. Шаронову по авансированию строительства. Нужно отметить, что уже к 16 марта аванс в сумме 700 тысяч рублей на первоочередные работы поступил в область.
Директору ГМК «Медное» Б. Н. Ещенко и генеральному директору ОАО «Тверское КПД» Е. А. Воротникову было поручено завершить работы по строительству ГМК «Медное» к 5 июня 2000 года.
Надо сказать, что первая очередь – мемориальная аллея, дорожки к могилам, ограждение кладбища и могил, освещение – была выполнена не к 05.06.2000 г., а к 23 мая 2000 года, за 1,5 месяца.
18 апреля 2000 года вышло постановление губернатора Тверской области № 163 об издании «Книги Памяти жертв репрессий тоталитарных режимов». Постановлением был образован редакционный совет под моим председательством, а также редколлегия, выделена часть средств на издание книги. Нужно отметить, что основные расходы по изданию Книги Памяти взяла на себя дирекция ГМК «Медное». Было решено издать I том Книги Памяти в срок до 1 июля 2000 года.
На заседании комиссии 16 марта 2000 года было поручено приступить с 20 марта 2000 года к выполнению подготовительных работ по строительству мемориала.
24 марта 2000 года комиссия приняла к сведению сообщение Б. Н. Ещенко и Е. А. Воротникова о начале производства первоочередных работ, решались вопросы по ускорению землеотвода для строительства ГМК «Медное», для чего было направлено письмо заместителю председателя Правительства РФ В. Н. Щербаку.
Шел поиск денег на ремонт памятного знака, установленного на территории российского кладбища в 1995 году и пришедшего в полную негодность из-за некачественного кирпича. Воистину скупой платит дважды.
На заседании комиссии в апреле было решено закончить строительство ГМК «Медное» к 1 июня 2000 года. Решался вопрос перевода 2,3 га лесных угодий в нелесные, для строительства там сервисного блока. Хотя строительство фактически было начато, но решение Правительства РФ о переводе угодий в нелесные было, к сожалению, принято лишь 21 ноября 2000 года. Поэтому директору ГМК «Медное» Б. Н. Ещенко пришлось пройти судебные инстанции за незаконную порубку леса. В России всегда было, есть и будет, что инициатива наказуема.
На том же заседании в апреле 2000 года решался вопрос о ремонте дороги, проходящей от шоссе Москва – Санкт-Петербург до места захоронения через село Медное. Было решено принять необходимые меры по ее ремонту в срок до 1 июня 2000 года.
Был также утвержден представленный редколлегией график выпуска I тома Книги Памяти, чтобы выпустить ее к 1 июня 2000 года. Копия этого протокола заседания комиссии была направлена для информации заместителю Председателя Правительства РФ В. И. Матвиенко.
24 мая 2000 года заседание комиссии прошло на территории мемориала. Члены комиссии убедились в том, что все первоочередные работы на российской части ГМК были проведены, в том числе построена главная мемориальная аллея, облагорожены и обустроены две братские могилы, к ним построены пешеходные дорожки, отремонтирован памятный знак, вся территория мемориала ограждена, построены новая дорога и автостоянка. Интенсивно шли работы по ремонту дороги через село Медное.
Ответственным лицам было поручено к 10 июня 2000 года подготовить выставку «Музей под открытым небом», установить 20 скамеек, дорожные и внутренние указатели, благоустроить территорию, покрасить дорожные ограждения.
На 7 июня была намечена презентация Книги Памяти жертв тоталитарных репрессий в Калининской области.
5 июня 2000 года на заседании комиссии была принята к сведению информация о полном завершении работ по строительству ГМК «Медное» и дороги к нему.
Было поручено Е. А. Воротникову приступить к строительству сервисного блока с 6 июня 2000 года. Задача выполнена, можно было переходить на нормальный ритм повседневной работы.
Ожидалось, что открытие польского кладбища, строительство которого проводили с апреля 1999 года по май 2000 года, состоится 10 июня 2000 года.
Открытие было перенесено на 2 сентября. В связи с этим 10 августа было проведено заседание комиссии на территории ГМК с участием представителей министерств культуры и иностранных дел, а также представителей посольства Польши.
Последнее заседание комиссии перед открытием состоялось 30 августа 2000 года, где была утверждена программа торжественного открытия ГМК «Медное» 2 сентября 2000 года.
На открытие мемориала приехали 1080 польских граждан, среди них 450 родственников репрессированных, официальная делегация во главе с председателем Совета Министров Республики Польша Ежи Бузеком. В состав делегации входили маршал Сейма РП Мачей Плажиньски, руководитель канцелярии президента РП министр Иоланта Шиманек-Дереш, посол Республики Польша в РФ Анджей Залуцки, министр внутренних дел и администрации РП, министр национальной обороны РП, начальник генерального штаба, министр памяти и мученичества РП Анджей Пшевозник и другие официальные лица. Был принят двухчасовой телевизионный репортаж события на Польшу.
С российской стороны официальную делегацию возглавил министр внутренних дел РФ В. Б. Рушайло. В нее входили первый заместитель министра культуры П. В. Хорошилов, представители Администрации Президента РФ и МИДа, а также официальная делегация от администрации Тверской области.
На открытии присутствовали 810 жителей Тверской области, в том числе 160 родственников репрессированных. Чтобы выяснить мнение посетителей ГМК «Медное», внимательно прочитал книгу отзывов. Записи сделаны в день открытия мемориала 2 сентября 2000 года, в основном пожелания и записи граждан Республики Польша на польском языке. Привожу записи на русском языке.
«Все это замечательно, без памяти о прошлом нет будущего».
«Это не должно повториться».
«Ничто не вечно на земле».
«Большое спасибо русскому народу! Катынские семьи».
«Я очень рад, что это наконец случилось».
«Благослови, Бог, добрые дела».
«Очень важное и очень трогательное событие. Спасибо всем, кто это понял, спасибо всем, кто это создал».
«Очень нужно. Симферополь. Тверь. Москва».
«Спасибо вам, что понимаете боль поляков. Веслова Дзюбчинска».
«Очень сожалею, что это случилось! Надо всем очиститься».
«Вечная память погибшим, скорбим и помним».
«Впечатляет! Память возвращает. Соединение в скорби славянских народов. Успехов в поиске погибших русских».
«Считаю, что нужное дело, мы, потомки, должны знать, что происходило в нашей стране. Пусть это никогда больше не повторится. Калининская ЦРБ».
«Простите нас, поляки. Мы вас не забыли».
«Посетили Мемориал жертв репрессий. Похоронен отец, Черных Петр Сергеевич. Дочь Черных Наталья Петровна».
«Скорблю и молю Бога, чтобы это больше не повторилось нигде в мире».
«У скорби, как у смерти, нет национальности. Вечная светлая память погибшим. А. Мельникова».
«Скорбим всем миром. Народные художественные промыслы России».
«Спасибо! Вы сделали огромное и очень важное дело. Для наших внуков и детей. О. Жуков. ОРТ».
«Память о тех, кого уже нет, вечно будет с нами. Да, это страшно, но пусть потомки не повторяют этих ошибок, прошлое не должно повториться. Спасибо тем, кто создал этот мемориал. С. А. Баранова, внучка репрессированного».
«Мы все надеемся, что этот день станет первым шагом к взаимопониманию и сближению наших великих народов. Военно¬служащие в/ч 21894».
«Это первый день, прожитый не бесцельно».
«Простите нас, поляки. Русские».
«Дай Бог, чтобы наши дети никогда между собой не воевали. Пусть это будет как символический мост между двумя славянскими народами».
Анатолий Головкин (А. Н. Головкин. Откровения отставного чиновника, изд. «Триада», Тверь, 2012 год.)