Найти тему
Olmer124

Как я восстанавливал радиолу Урал-114 или «лебединая песня» советского радиолопрома.

После того, как в 2016-м я восстановил радиолу «Байкал», а в 2017-м радиолу «Беларусь-59» (отчёты об этом можете посмотреть на моём канале, для тех, кто пропустил), то, хоть и по сей день лезу в них, чтобы ещё что-нибудь улучшить (или испортить), вдруг почувствовал какое-то пресыщение. На «Байкале» я отточил своё мастерство, на «Беларуси» уже применил его и добился приличных (на мой взгляд) результатов. Одна – серяднячок середины 50-х (пардон за тавтологию), другая – вершина развития ламповой техники и стиля 50-х (имхо, оставим в покое пресловутую «Эстонию-2»). Одна радиола украшает квартиру, другая – дачу (меняю их местами время от времени), третью и ставить-то некуда и незачем. Коллекционером я изначально становиться не собирался. 60-80-е годы меня не интересовали, не люблю я эти некрасивые и однообразные параллелепипеды (50-е радовали большим разнообразием). Так что 2018-19 годы я занимался другими интересностями, о которых планирую тоже поведать публике. Но нет-нет, да и листал картинки с ламповыми радиолами, вздыхал и грустил.

Что меня зацепило.

В один из моментов такой грусти я вдруг наткнулся на фразу, которая меня зацепила: «Урал-114 – последняя ламповая радиола, выпускавшаяся в СССР». Посмотрел характеристики, ого, 2-хтактный оконечник УНЧ, все предыдущие Уралы были с однотактным УНЧ. И слово «последняя» у меня в мозгу трансформировалось во что-то между «вершина развития» и «лебединая песня». И очень-очень захотелось пощупать это своими руками и послушать своими ушами.

Выбор и покупка.

Однако я не торопился, ибо, как я уже говорил ранее – тратить деньги и выбрасывать, это не одно и то же. Но, вместо сайтов с радиолами, стал снова просматривать сайты с продажами всякого мусора. И всё не мог решиться расстаться с энной суммой, ради совсем ненужной прихоти.

Свершилось! Нашёл. В городе в 120 км от моего, за не стоящую упоминания цену. И главное – интересной ранней комплектации, с 3-мя динамиками (НЧ, СЧ и ВЧ), против более позднего варианта с двумя динамиками (НЧ и ВЧ). Любопытно было разобраться, какая между ними разница. Разобрался, но об этом в соответствующем месте.

И опять не торопился. Доверяться почте не хотелось, сайт был не очень надёжный, ехать на машине тоже было лень. Но сын как раз купил новый солярис, только что продав отданную мной ему старую ржавую четырку, и страсть как хотел покататься. Ну я и согласился на его уговоры прокатить меня за 120 км до соседнего города. И вот, в январские каникулы 2020-го года, мы стартовали.

Поездка прошла удачно (не то что в 2016-м за «Байкалом», за 150 км в другой город). Продавец за радиолу и три десятка потёртых пластинок на 78об заломил цену на сайте аж 999р! Но я, будучи очень богатым и очень щедрым, дал ему 1000р.

Вот теперь, наконец, оставим лирику и перейдём к физике.

Восстановление радиолы.

В отличие от предыдущих моих радиол, с «Уралом» я изначально не строил планов по наведению красоты, ибо наводить было нечего, дизайнеры «постарались» за меня. Интересовали только её технические особенности, поэтому настроение было типа «поиграть и выбросить». Поэтому у меня не сохранилось фото её изначального вида после покупки, выкладываю похожее из интернета.

Вот примерно так она выглядела после покупки.
Вот примерно так она выглядела после покупки.

Восстановление корпуса.

Хотя чуть-чуть корпусом заняться пришлось. Возле бокового динамика сильно отошёл шпон, но клей ПВА, пара дощечек, струбцина и несколько дней занятий другими делами, сделали своё дело. А на мелкие сколы и царапины лакового покрытия я внимания решил не обращать.

Восстановление красоты.

И второй раз я нарушил слово не заниматься внешним видом (я хозяин своему слову, хочу даю, хочу назад беру). Жутко уродливые, торчащие вкривь и вкось на расстоянии сантиметра и более от шкалы, ручки регулировки громкости и настройки, просто выводили меня из себя. Пришлось купить две красивые ручки, по 230р каждая, и пожертвовать ручкой поворота магнитной антенны (и самой МА тоже, нафик она нынче не нужна, особенно в моём регионе). Зато вид волшебным образом изменился. Ручки регулировки тембра пришлось заменить из-за замены потенциометров, просто не нашёл подходящих по размерам. Про потенциометры чуть дальше.

Восстановление работоспособности.

Здесь тоже не обошлось без приключений. Правда, уже не таких интересных, как на «Беларусь-59» (см. статью на моём канале).

Для тех, кто не читал, или не хочет читать, мои предыдущие статьи, повторю, что подробно так я всё тут расписываю не для того, чтобы похвастаться, мол смотрите какой я умный, а чтобы вы поняли: чтобы ремонтировать это старьё как раз не нужны какие-то глубокие знания радиотехники. Достаточно здравого смысла, чуть более прямых рук, чем совсем кривые, зоркого глаза (можно в очках и с лупой) и совсем уж элементарных знаний электричества, на троечку (реальную троечку, а не ту, что в аттестат ставят из жалости). Отличать ток от напряжения и килоомы от микрофарад – этого достаточно.

1. Оказался сгоревший сетевой предохранитель. Заменил, включил, лампочки загорелись, на УКВ полился какой-то звук, а я начал плясать танец «Радости, Что Так Легко Отделался». Через несколько минут всё погасло. Два раза заменил предохранители, которые вылетали уже в момент включения, прежде чем до меня, тугодума, дошло, что что-то пошло не так. Опыт человека, близкого к энергетике, говорит – при любом отказе техники, начинай с питания (типа, если машина не заводится, сначала проверь наличие бензина, а уж потом ищи дальше). Проверил все детали блока питания и нашёл-таки шпиёна – вот он, пробитый насквозь и устроивший к.з. на вторичной обмотке силового трансформатора. Судя по характеристикам, конструкторы сильно ошиблись (или образования не хватило), и поставили деталь на предельное напряжение работы (имеется в виду не действующее, а амплитудное).Назначение его не совсем мне понятно, типа для защиты сети от помех, создаваемых агрегатом, так какие помехи могут пробраться через железо силового трансформатора? Тогда уж ставить надо было на первичную обмотку. Но на всякий случай заменил, взяв на рабочее напряжение в два раза выше. Заработало!

2. На радиолах 57 и 63 года выпусков потенциометры работали идеально, менять их не пришлось. Но на этой, 1978 года, хрипели и рвали звук все трое! Походу советское качество с 50-х постоянно планировало вниз, а к 80-м уже находилось в глубоком пике. Косвенно это подтверждали и другие мелкие детали, но об этом не буду. Пришлось заменить все 3.

Замена потенциометров старой аппаратуры на новые осложняется не только уменьшившимися размерами современных деталей, но и тем, что стало сложнее найти потенциометры со штоком с «лыской», чаще встречаются с насечкой. Отчасти и этим была вызвана необходимость замены «родных» ручек. Объективно шток с насечкой лучше, особенно если у регулятора есть шкала, а на ручке стрелка или точка – можно установить ручку в любое положение. Потенциометр с «лыской» приходилось вращать весь в посадочном месте.

3. ЭПУ оказалось рабочим, даже звукосниматель исправным. Только не работал автостоп, на диске не хватало одной маленькой детальки. Переставил её с электрофона «Концертный-304», подошла. Всё заработало. На древних ЭПУ в этом месте был намертво приклёпанный к диску массивный металлический или, позже, пластиковый выступ, а сейчас, тьфу, скрепочка какая-то.

Переделки.

Из уже стандартных – установка антенного конвертера FM-УКВ. Из нестандартных – добавил 3 пары клэмповских зажимов для экспериментов с подключение разных громкоговорителей, ради чего, собственно, я и затевал весь этот сыр-бор с радиолой «Урал-114».

FM-УКВ конвертер, висящий на соплях. И так сойдёт. Рядом тот самый СЧ-динамик, на который я клюнул.
FM-УКВ конвертер, висящий на соплях. И так сойдёт. Рядом тот самый СЧ-динамик, на который я клюнул.

Эксперименты со звуком.

Наступил апофеоз моей работы. Не буду подробно расписывать, как, в каком порядке я подключал динамики, и что услышал при этом. Оглашу только некоторые свои субъективные выводы, которые позволил мне сделать мой далеко не музыкальный, медведенаухонаступательный, слух.

Стал понятен отказ от СЧ-громкоговорителя в более поздних моделях радиолы. И это не рационализация с целью удешевления, как бывает обычно. Просто этот среднечастотник так забивал звук НЧ и ВЧ динамиков, что их просто было не слышно, и общий звук напоминал стучание палкой по доске, примерно в таком диапазоне. СЧ-динамик был с гневом отключен навсегда.

Изменил схему подключения оставшихся НЧ и ВЧ динамика на более позднюю. Лучше не стало. Верхние искажены, нижних почти не слышно (грешил на АЧХ, но, в последствии, оказался не прав), средние невнятные и «некрасивые» (сам порой не понимаю, что пишу). Видимо, установка ВЧ-динамика внутри НЧ, всё испортила. Делают современные динамики с «пищалками» по центру, но там инженеры, похоже, более качественно всё просчитывают. В случае с «Уралом» наши инженеры заработали полный провал. И вряд ли что просчитывали перед созданием такой конструкции.

Хотел уже махнуть рукой на это недоразумение советского радиолопрома, но всё изменил случай. Зять (муж моей дочери), перед переездом на новую квартиру решил выбросить ненужные ему колонки от древнего домашнего кинотеатра 5.1. И предложил это сделать мне. Я их забрал, и, по какому-то наитию, подключил пассивный сабвуфер к гнезду дополнительного динамика радиолы. А НЧ-динамик отключил. И произошло нечто! Появились глубокие низкие (были они в УНЧ, а я грешил на древнюю схемотехнику и высохшие электролиты), откуда-то взялись приличные средние и достаточно чистые высокие (всё с поправкой на старость аппаратуры и мой невзыскательный слух).

Пытался поставить динамик от саба внутрь «Урала», но об этой попытке лучше не вспоминать. Любой звук, любой балалайки будет лучше этого кошмара. Панасоник не захотел работать без своего уютного корпуса с фазоинвертором.

Так закончилась эпопея со звуком. В радиоле остался один ВЧ-громкоговоритель, а саб прячется рядом и делает вид, что он тут ни при чём. «Урал» полностью проиграл на 20 лет более старшей «Беларуси», с её правильными 4-мя динамиками и большим деревянным корпусом, против этого крохотного пластмассового недоразумения.

О радиоприёмнике.

Кто ещё пребывает в заблуждении, что на КВ и СВ нет вещания и одни помехи, добро пожаловать на мой канал, читать статью, развенчивающую ваше мнение.

На FM-УКВ звук оказался без того эффекта «перегруза», как на аналогичным образом переделанных старых радиолах 50-х годов. Видимо, более новый блок УКВ на «Урале» лучше справляется с современным FM-сигналом. Это порадовало.

На КВ и СВ вроде ловит всё, но сложилось впечатление, что избирательность хреновенькая, слишком много помех. Полез смотреть инструкции (чесслово, после того, как это только что написал!), и внезапно повеселился (люблю находить смешное во всём). Сравнивал с «Беларусь-59», которую гонял перед этим в том же месте, с той же антенной и в то же время. Чувствительность у «Урала» в два раза хуже, чем у «Беларуси», но это не так уж заметно. А вот избирательность у «Беларуси» 60 дБ при расстройке на 10кГц, а селективность (! так по инструкции) у «Урала» 40дБ при расстройке на 9 кГц (на 10 кГц будет ещё хуже, так я понимаю). Теперь смеёмся: во-первых, чем не угодило создателям «Урала» слово «избирательность», и они заменили его на западнопоклонническое «селективность»? А во-вторых, в обоих инструкциях, на оба варианта «Уралов», 78 и 81 годов, после слова «селективность» стояло «на диапазонах СВ и ДВ». А где КВ? Там избирательности-селективности вообще нет? Судя по результатам, так оно и есть.

Финансы.

Радиола 1000р, допрасходы 1500р, включая бензин на поездку за 120км. Получилась самая дешёвая из моих трёх радиол. И по цене, и по характеристикам.

Ещё один шпион.

Строго говоря, нельзя «Урал-114» называть последней чисто ламповой радиолой. Ибо в её схеме затесался шпион, настоящий, всамделишный транзистор КТ315. Вот он, на фото. Что он там в схеме делает, не стал разбираться, не интересно. Главное, что он там есть. Кто начнёт возражать за диоды, мол они раньше появились, отвечу – формально, конечно, диод это полупроводник, и появились они в схемах десятилетия назад. Но диод прост как мыло, а транзистор – активный элемент. Поаплодируем посланцу из будущего!

Вот он, оранжевый шпиён, посланник из будущего.
Вот он, оранжевый шпиён, посланник из будущего.

ВЫВОД.

Отправил радиолу в ссылку, на дачу. ЭПУ у неё лучше, буду пластинки там иногда слушать. А для эфира у меня «Ишим-003», о нём речь будет впереди. «Беларусь-59» будет украшать городскую квартиру, «Байкал» отправил на верхнюю полку в кладовке. Может, когда поборю лень, и продам её. За 3 тыщи.

Всем интересных и увлекательных хоббей! (…хоббий? …хоббев? а, сойдёт и так.)