Найти тему
Записки плохого официанта

Чаевые: лисичкин хлеб официанта

Если кто ведет блог или канал про рестораны и т.д., обычно эта тема идет в числе первых, а мы только сейчас к ней подбираемся :-)

Вспомним классику советской поэзии, гения Маяковского, "Стихи о советском паспорте":

Глазами доброго дядю выев,
не переставая кланяться,
берут, как будто берут чаевые,
паспорт американца.

Когда я впервые читал эти стихи, до чаевых мне оставалось еще лет 6-7 :-) Я не понимал значения этого слова, а когда видел в американских фильмах, как официанту, бармену, таксисту, гардеробщику или сотруднику отеля дают "на чай", я не знал, как к этому относиться, на какую полочку в сознании положить. Мне это было непонятно приблизительно так же, как обычай аборигенов то ли в Австралии, то ли где - молодому мужчине делают надрез между анусом и мошонкой, вследствие чего всю оставшуюся жизнь он писает сидя, как женщина. Это обряд инициации, без этого самец не считается мужчиной.

Если уподобить ресторан Вселенной, то чаевые - это темная материя. Всем интересно познать, ее мечтают облагать налогами, точная сумма чаевых никому не известна, ходят легенды и прочее.

Например, в Казани есть городская байка, как однажды официантка получила от гостя 90000р. (девяносто тысяч рублей) чаевых. Материал об этом был опубликован в местных СМИ.

Чаевые могут быть личными (то есть официант работает, и если ему оставили чаевые - они полностью идут официанту), могут быть "общими" - то есть все чаевые в течение смены складываются в стаканчик или коробочку, а в конце смены деньги делят в определенной пропорции - тут вариантов масса: по-братски на всех или, к примеру, администратор берёт 15%, остальное делили официанты и бармен; или администратору ничего, а на бар 20% отдай и не балуй.

В хорошие смены в стаканчике могло скопиться тысяч 11-12, тогда каждый забирал по три тысячи; в плохие дни чаевых могло быть жалкие слезы. Но есть варианты.

Чаевые даже в самые плохие и постные времена как минимум равны окладу, но это нижний экстремум.

Чаевые - это очень большой и открытый вопрос. Попробуем немного разобраться.

У меня за годы работы так и не сложилось определённого мнения о том, от чего точно зависят чаевые; думаю, если кто-нибудь разгадает этот алгоритм, он безбедно проживёт жизнь на островах. Зависят ли чаевые от качества сервиса? - нет прямой корреляции. Конечно, лучше всегда обслужить качественно и со вкусом; потому что даже если человек не оставляет чаевых вообще (или у него нет сегодня такой возможности, или он не подумал об этом, или подумал, но забыл, бывает настолько всякое, вы не поверите), если ему понравилось в заведении - он расскажет знакомым, а те принесут с собой чаевые.

Хороший сервис - это актив, это вклад в будущий заработок. Плохо работаешь сегодня - зарабатываешь (может быть) сегодня. Хорошо работаешь сегодня - зарабатываешь и сегодня, и завтра.

Но - можно обслужить очень хорошо, гости долго прощаются и расхваливают, обещают вернуться, но ничего не оставляют. Причин тому может быть масса, но факт остаётся. И наоборот - можно обслужить так-сяк, средне или даже плохо, но тебе попался такой гость, в таком настроении, что он оставляет.

Не раз, не два и не три я сталкивался со следующим феноменом - гости, которые недовольны с самого начала, придираются ко всему подряд, зовут администратора, требуют книгу отзывов (листают, читают и откладывают, ничего не написав) и так далее, и так далее - и если к их замечаниям прислушиваться, если признать вину, если постараться исправить всё, что можно исправить (переделать блюдо, подарить десерт, к десерту сделать бесплатно кофе, провести скидку) - вот они-то как раз, скорее всего, и оставят неплохой чай.