Найти тему
Таня Рязанова

Моя мама говорит: "Ты лишаешь ребёнка возможности получить образование"

Моя мама - школьный учитель с тремя высшими образованиями и педагогическим стажем 3/4 жизни. Она убеждена, что обучать ребёнка может только учитель и только в школе. И я уверена, она никогда не изменит своего отношения к нашему с мужем решению - дать нашим детям семейное образование.
А ещё я уверена: мнение самых близких людей и мнение совершенно посторонних (друзей, коллег, соседей и прочих) - это совсем не то, на что надо ориентироваться, выбирая форму обучения для своего ребёнка. Это только ваше, родительское, решение и только ваша, родительская, ответственность.
Правда, в ситуации с образованием легко создать иллюзию выбора: мы же выбирали для ребёнка лучшую школу! Мы знакомились с учителями и другими родителями, смотрели рейтинги и статистику, советовались со знакомыми, читали отзывы на форумах и изучили все учебники от корки до корки. Хорошо, если так. Но какую бы лучшую школу вы ни выбрали, вы выбрали - школу. Сейчас я в очередной раз расскажу, почему мы отказались от школы вообще.

2017, Махараштра, Индия, ото из семейного архива
2017, Махараштра, Индия, ото из семейного архива


Первое - это здоровье ребёнка. Ребёнок на семейном обучении живёт без искусственного стресса: он высыпается, он питается горячей, домашней, качественной едой, он проводит много времени в движении и активных играх и мало в статичном вредном сидячем положении, много - на свежем воздухе и мало - в закрытом помещении. У его рабочего места удобное расположение с нормальным освещением. Его не отвлекают от учёбы 30 других детей. Он не испытывает постоянного напряжения перед угрозой оценивания: вызова к доске, проверки домашнего задания, сравнения с другими учениками. При этом у него есть распорядок дня и неизменное расписание занятий на неделю.
Второе - интерес к знаниям, желание учиться и развиваться. Мне важно, чтобы по мере взросления ребёнка всё это не только сохранялось, но и становилось сильнее. Я сама выучила химию и биологию значительнее позднее школы, а на английском свободно заговорила вообще года три назад. Мир меняется очень стремительно, меняются востребованные специальности, постоянно появляются новые сферы, в которых можно реализоваться и применить свои знания. Могу ли я знать, каким будет мир через 10-15 лет, когда мой сын окажется на пороге своей взрослой жизни и своей профессиональной карьеры? Нет. Но я знаю, что его ум должен быть гибким и пластичным, он должен уметь анализировать и принимать решения. Чтобы всегда быть востребованным и успешным, он должен постоянно учиться и постоянно переучиваться. Разве научат этому в школе, где даже решение любой задачи 30 человек должны оформить одинаково?
Практически все Митины друзья - ученики разных классов начальной школы, им от 7 до 11 лет. И среди них я не знаю ни одного, кто бы с нетерпением ждал начала рабочей недели или возвращения в школу после каникул. А вы знаете такого ребёнка? Я общаюсь с Митиными друзьями и убеждаюсь всё больше: я хочу, чтобы моему сыну нравилось учиться всю жизнь, и не хочу, чтобы учёба осточертела ему за 11 лет в школе.
Третье - это качество получаемого образования. Я убеждена, что даже самый лучший учитель в самой лучшей школе не может одновременно эффективно обучать 30 даже самых любознательных детей. Вот не может и всё тут. А теперь добавьте к этому то, что все дети усваивают материал с разной скоростью и с разной скоростью утомляются, у всех у них разные темпераменты и настроения, состояние здоровья и ситуации дома. А учитель всегда, всегда, будет ориентироваться на самого слабого и отстающего ученика. Так надо, это правильно, все в одной лодке. Но почему мой ребёнок должен плыть в этой лодке 11 лет? Ведь те же 11 лет учёба, узнавание нового, может быть увлекательным и захватывающим занятием, а не скучным повторением одного и того же по десять раз!
Теперь добавьте к этому "внеучебные" обязанности учителя: постоянные проверки и отчёты, организация детского питания и вакцинации, досуга (продлёнка) и безопасности (перемены и передачи родителям "из рук в руки" каждого(!) из 30 детей), ремонта в кабинете и приведения его в соответствие всем пожарным и санитарным нормам. Добавьте зарплату учителя. Добавьте ощущение стресса и усталости, которые неизбежны при такой нагрузке и такой отдаче. Вы, правда, считаете, что образование, получаемое ребёнком в таких условиях, может быть лучше, чем образование, получаемое дома?
Четвёртое - это финансы. Честно говоря, я даже не знаю, сколько сейчас платят "в кассу" родители школьных детей. Наверное, зависит от школы. Но я знаю, что в нашем семейном бюджете нет такой статьи расходов как "ремонт в классе", "подарок директору", "питание в школьной столовой" или "специальный планшет для учёбы". Мы не покупаем сменную обувь и школьную форму, форму на физкультуру на улицу и в зал. Мы оплачиваем только занятия у репетитора по английскому языку, секцию спортивного плавания и время от времени разные тематические короткие курсы или вебинары. Всё. Вы представляете, сколько хороших книг можно купить ребёнку на сэкономленные деньги? Сколько совместных увлекательных походов в музеи и 1-2-дневных поездок по ближайшим городам можно устроить?
Но самое главное относительно финансов я прочитала совсем недавно в книге Ольги Юрковской "Образование для жизни". Это соотношение "заказчика" и "получаемого продукта". В семейном образовании заказчик образования вашего ребёнка - вы сами. Вы за него платите (организуете), и вы получаете нужный вам результат.В школьном образовании заказчик - государство, не вы. Государство организует образовательный процесс, государство за него платит, и оно же получает на выходе нужный для себя результат. И лично мне кажется, что у меня и у нашего государства - очень разные планы относительно моих детей.
Я верю что родители для детей всегда хотят лучшего. Мы сами выбираем, давать нашим детям ту или иную пищу, лечить их теми или иными лекарствами, отдавать их в ту или иную спортивную секцию (или не отдавать вообще), надевать ту или иную куртку в определённую погоду. Так почему большинство родителей вообще не задаётся вопросом: отдавать или не отдавать ребёнка в школу?