У каждого ребёнка есть право на получение образования. Это право гарантировано ему Конституцией Российской Федерации. Ответственны за реализацию этого права (как и всех прочих) - родители ребёнка. Они выбирают, как будет реализовано это право - дома, в форме семейного образования, или очно в государственном образовательном учреждении, или экстерном, или при помощи удалённого обучения в онлайн-школах. Всё это - просто вспомогательные формы получения образования. Для одного ребёнка удобной и эффективной может быть одна форма, для другого ребёнка - другая, для третьего - две формы попеременно. Теперь о том, как это организовано технически.
Если ребёнок ходит в общеобразовательную школу, тут всё ясно. Он числится в учебном заведении, муниципальный отдел опеки (да, да, он и тут всё контролирует) видит, что право ребёнка на образование формально реализовано, и никаких вопросов к родителям ребёнка не имеет. Ребёнок пишет контрольные и самостоятельные работы, его посещаемость отмечается в школьном журнале, в конце года он сдаёт итоговую аттестацию, на основании которой переводится в следующий класс. Эта аттестация нужна исключительно учебному заведению. Это формальное обоснование перевода ребёнка на следующую учебную ступень, отчётность о завершении предыдущего образовательного этапа.
Если ребёнок не ходит в учебное заведение, а учится дома, на семейном образовании (это наш вариант обучения со старшим сыном Митей). Каждый учебный год мы автоматически зачисляемся в школу по прописке. Школа по прописке не имеет права отказать в зачислении ученику, который относится к этой школе по месту жительства. В конце августа (начале сентября) я прихожу к директору школы и пишу два (!) заявления. Первое - на отчисление ребёнка из школы в качестве ученика. Это заявление нужно школе. Оно снимает со школы ответственность за присутствие ученика на уроках, обязательное написание контрольных и самостоятельных работ, питание его в школьной столовой и т.д. Второе - на зачисление ребёнка в школу для прохождения промежуточной аттестации. Это заявление нужно мне. Оно даёт Мите право получать учебники и любые другие книги в школьной библиотеке, участвовать в жизни класса и школы, вместе со всеми ребятами писать доклады и проекты (при желании), присутствовать и даже выступать на классных часах (при желании). Также это заявление обязывает его каждый год проходить промежуточную аттестацию, позволяющую ему перейти в следующий класс. Аттестацию в начальной школе по каждому предмету проводит классный руководитель или завуч начальных классов. Даты - по договорённости и согласованию, удобные для обеих сторон. Знаю, что в старших классах, чтобы не оставлять большую экзаменационную нагрузку на конец учебного года, многие родители договариваются с педагогами некоторых предметов о прохождении итоговой аттестации в октябре-ноябре. Например, ОБЖ, изобразительное искусство, нормативы по физкультуре, естествознание, культурология, география - то, что ребёнку понятно и даётся относительно легко. Алгебру, геометрию, химию, физику - часто оставляют на конец года.
Оба этих заявления датируются началом учебного года.
Школа и родитель заключают между собой договор на обучение ребёнка в форме семейного образования и прохождении очной промежуточной аттестации. Срок действия договора - от начала и до конца учебного года (с 1 сентября текущего года и до 31 мая года следующего). Таким образом в начале каждого учебного года (конце августа - начале сентября) процедура повторяется.
Если ребёнок (или его родители) вообще не хочет (не хотят) появляться в школе, даже для прохождения промежуточной аттестации, то такие отношения тоже можно официально оформить. Один из родителей пишет заявление в Министерство образования субъекта РФ (в нашем случае МО УР) о том, что ребёнок будет находиться на внешкольном (домашнем) обучении до достижении 15 лет (возраста, соответствующего девятому классу общеобразовательной школы). На письмо ставится официальный штамп МО УР, письму присваивается входящий номер, заверенная копия остаётся у родителей. С этого момента школа (по прописке) не имеет никакого отношения к обучению ребёнка (в школу, кстати, тоже можно завезти заверенную копию из МО УР, хоть это и не обязательно). Только отдел опеки по-прежнему обязан контролировать, как реализуется право ребёнка на образование. Официально проверить они это не могут (до сдачи ребёнком ГИА в девятом классе), поэтому в начале каждого учебного года будут просто проверять, в какой форме обучается ребёнок (могут обратиться в школу по прописке, а могут - непосредственно домой, к родителям). В этом случае единственное, что важно отделу опеки - заверенная копия вашего письма в МО УР.
Минусы обучения вне школы (это только лично для меня минусы): ребёнок не получает учебники в школе, не общается с классом, не имеет представления о функционировании системы (даже формальной, со стороны), я как родитель не имею никакой формальной оценки нашего образовательного процесса, не понимаю, всё ли и в полном ли объёме усвоил ребёнок. Именно поэтому мы остановились всё-таки на предыдущем варианте обучения. Плюсы обучения вне школы: полная независимость от школы и системы.
До девятого класса. Когда дети, учащиеся вне школы (это называется анскулинг), достигают возраста, соответствующего девятому классу (обычно 14-15 лет), то родители пишут заявление из предыдущей схемы: "Прошу зачислить моего ребёнка, ФИО, для прохождения промежуточной аттестации за 9-ый класс..." На основании этого заявления ребёнок сдаёт все экзамены, обязательные для сдачи в 9-ом классе. И уже на основании результатов этих экзаменов ребёнок допускается до ГИА - государственной итоговой аттестации. Эта единственный экзамен сдать который ребёнка обязывает та же Конституция Российской Федерации. Точнее, Конституция обязывает родителя реализовать право ребёнка на образование. Сданная ребёнком ГИА служит подтверждением реализации этого права.
Тех детей, кто учится в школе, ещё пугают обязательным будущим ЕГЭ - единым государственным экзаменом. Это выпускной экзамен, которым формально завершается получение полного общего образования, а также "впускной" экзамен, который формально обеспечивает право ребёнка на поступление в высшее учебное заведение Российской Федерации. Мы про ЕГЭ не думали вообще ни разу и вряд ли будем когда-нибудь думать. Во-первых, потому что есть множество ВУЗов для которых ЕГЭ вообще не нужно (все иностранные ВУЗы, например), а нужны совсем другие экзамены. Во-вторых, потому что, если ребёнок всё-таки решит поступать в российский ВУЗ, где нужно ЕГЭ, он всегда может зачислиться в школу для прохождения промежуточной аттестации (за 11-ый класс) и после неё на общих основаниях сдать ЕГЭ. Всегда, в любом возрасте, даже в 50 лет. Во-третьих, потому что к моменту сдачи ЕГЭ это уже будет никакой не ребёнок, а вполне самостоятельный, совершеннолетний гражданин РФ, и его выбор будет уже полностью в сфере его ответственности, а не в сфере ответственности его родителей.
Это о том, как технически официально организована форма семейного образования, согласно Закону об образовании и Конституции РФ. Есть ещё что-то о семейном образовании, о чём интересно было бы узнать?..