”Родился новый Мир, и мы должны иметь с ним дело, и это дает возможность для Церкви”, – сказал архиепископ Иеронимус в важном интервью с исполнительным редактором Катимерини Алексисом Папачеласом в минувшее воскресенье.
Глава греческой церкви упомянул о последствиях пандемии коронавируса-безработице, голоде, нищете, – сказав, что Греческая Православная Церковь следит за развитием событий и готовится действовать.
Роль Церкви в экономическом кризисе, наряду с государственными и муниципальными учреждениями, благотворительными и неправительственными организациями, хорошо известна. Вместе они поддерживали тех, кто в этом нуждался, ограничивая наихудшие последствия кризиса. Несомненно, что этот ценный вклад будет продолжаться и впредь.
Однако всего через три дня после заявления архиепископа постоянный Священный Синод, орган, который руководит Церковью по повседневным вопросам, счел нужным напомнить верующим, что йога составляет фундаментальную главу индуистской религии и тем самым не имеет никакого отношения к жизни христиан. Кроме того, Синод предписал епископам и низшему духовенству воздерживаться от посещения любых мероприятий Ротари – клуба и клуба Львов, заявив, что члены клуба читают молитвы, направленные к Богу без конфессии и не соответствующие нашей православной христианской вере. В объявлении говорилось, что оно было сделано в рамках уважения религиозной свободы, с акцентом на защиту Православия.
Это заставляет задуматься, как греческая церковь будет играть существенную роль в новом мире, если она не выйдет из своего кокона и не встретится с обществом там, где она есть, в том состоянии, в котором она есть. Никто не предлагает церкви отказаться от догм и традиций, чтобы следовать течениям каждой эпохи, но было бы полезно, если бы она взяла на себя большие задачи, а не проблемы, которые на протяжении многих десятилетий доказали, что они вообще не представляют угрозы. Участие архиепископа Елпидофора Американского в протесте “Дело черных жизней”, как и марш его предшественника Якова с Мартином Лютером Кингом-младшим в 1965 году, показывает, что когда мы уверены в своей вере, мы понимаем, что борьба за справедливость экуменична, она касается всех нас.
Мы можем принимать участие в социальной борьбе, не обращая внимания на догмы других людей. Таким образом, церковь укрепляет свое положение и влияние. Мы достойны нашего прошлого, когда относимся к настоящему.