В моем советском детстве подъезд был чем-то большим, чем способ попасть в квартиру. Это был наш офис, место встречи, возможность провести вечер с друзьями, полный своего сакрального смысла. В подъезде мы сидели, смеялись, играли в "жмурки" (думаю мое поколение помнит эту игру) делились новостями, и просто проводили время. В ту эпоху не было множества "кафешек" или альтернативных способов как то иначе провести свой досуг, поэтому подъезд был основной идеей, куда пойти, особенно зимним вечером.
Что характерно, со временем проведенным там, появлялись различного рода надписи на стенах и чем больше мы сидели в нем, тем выше поднимались надписи, к потолку или к этажу. Это были названия рок-групп, незамысловатые шутки, признания в любви к соседке с третьего этажа или напротив, выражение негодования отвергнутого ухажера. Надписей становилось всё больше и больше, и уже терялась нить, мотив, причина, но они появлялись. Сегодня, когда я приезжаю в свой родной подъезд, надписи практически сохранились, я даже узнаю свои или некоторые из них. ТСЖ никак не может найти деньги на покраску и все остается, как в те далекие годы.
В данном случае меня интересует причина. Почему мы тогда это делали? Хотя сегодня, судя по картинкам в интернете, традиция чирикать на стенах сохранилась и видимо ее не искоренить. Конечно культура проведения досуга в наши дни существенно изменилась, но в некоторых домах, построенных в конце 80-х и 90-х, можно встретить множество следов пребывания антропоморфных существ.
Что скрывается под данным видом искусства? Какова глубинная причина, побуждающая человека сделать ту или иную надпись, кроме лежащей на поверхности?
Перебирая в памяти то, что чувствовал лично я, рассуждая о причинах, почему мы рисовали на подъездных стенах, наверно будет честно, если сказать, что основной причиной являлось желание как то заявить о себе. Причем желание чтобы узнали, что это именно моя надпись, наполняло душу какой то особенной радостью и гордостью. Странно, не правда ли? Пустяковая надпись, но она становилась выражением, стремлением выплеснуть дремлющее желание, жгучие, Я Тут, Я есть!
Один случай, потрясший меня до глубины души произошел со мной, когда я нашел письмо своей, горячо любимой бабушки. Она умерла в 1990 году. Мне было 17 лет. Все самое яркое и солнечное в моем детстве было связано с деревней и бабушкой. Я до сих пор закрываю глаза и в памяти проносятся яркие картины. Сад, залитые солнцем яблони, бабушкины блины и тушенная в печи картошка. Бабушка была моей отдушиной, радостью и такой останется навсегда. Так вот, когда ее не стало, мне в руки попало ее письмо, я не помню обстоятельств, каким образом это произошло, но я нашел сдвоенный листок из школьной тетради, причем все письмо уместилось на двух страницах. Письмо называлось "История моей жизни". Вы не представляете, с каким трепетом я прочел эту историю. Что то трепетало в моей душе, я понимал, что прикоснулся к очень важному документу. Рождение, детство, несколькими строками, штрихами рассказывали о нем. Потом замужество, трудные военные годы, появление детей, многолетнее отсутствие мужа по причине военной службы и последующей войны, в общей сложности 9 лет (4 года в морфлоте и 5 лет войны) Рождение моей мамы - единственной девочки из четверых детей, лишения послевоенных лет, пожар, боль, печаль и маленькие радости, все это уместилось на двух страницах школьной тетради. Меня потрясло именно это! "История жизни" на двух тетрадных листах. Я читал и у меня наворачивались слезу, даже сейчас, когда я набираю эти строки, у меня слезы в уголках глаз.
Думаю, она написала эти строки незадолго до смерти.
Всякий раз, когда я вспоминаю такие моменты у меня в памяти мелькает библейский стих.
" Когда взираю я на небеса Твои-- дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" (Пс. 8:3-4)
Бездна космоса, бесконечная тьма, звезды во всем своем великолепии и недоступности, есть ли кому дело до меня, с моими маленькими радостями и печалями? Этот ответ не найти в подъездных росписях, в незамысловатых фразах, подчас ненормативных и грубых. Этот ответ мы не найдем в самим себе. Но он есть. Тот, Кто нас сотворил знает все о моей существовании и тем, что проносится в уме и сердце. Вот к чему мы стремимся в самом глубинном смысле. Меня знают в лицо и более того, любят. Это ценнее всех богатств мира.
"Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли-- Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем,-- Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение [Твое],-- высоко, не могу постигнуть его! (Пс. 138:2-6 )