Найти тему
DAITOGRAM

Письмо Кэндзи Томики к адмиралу Такэсита


Автор - Кристофер Ли
Перевод и редакция - Станислав Копин

В данной статье, созданной с использованием оригинальных материалов на японском языке, предоставленных при содействии Джоша Голда и журнала айкидо, приводится письмо Кэндзи Томики к Адмиралу Исаму Такэсита от 1928 года. На тот момент Томики Сэнсэй лишь недолго тренировался с Морихеем Уэсибой перед своим поступлением на военную службу, и письмо написано ближе к концу этой службы. Он подробно излагает некоторые свои мысли и впечатления о дзюдзюцу Морихэя Уэсибы, а также мысли, к которым он пришел относительно Кодокан дзюдо.

Томики Сэнсэй выполняет бросок.
Томики Сэнсэй выполняет бросок.

Это письмо также упоминает адмирал Исаму Такэсита в своем дневнике:

"21 сентября 1928 года

Получил письмо об Айкидзюдзюцу господина Томики, в Хиросаки [Аомори]. Его мысли насчет сопоставления Айкидзюдзюцу с Кодокан-дзюдо меня заинтересовали."

[Примечание: Томики завербовался в армию в Хиросаки с начала января 1928 года]
_________________________

Письмо Кэндзи Томики Исаму Такэсита
19 сентября, Сёва год 3 (1928)
Г-н Исаму Такэсита, 3-5 Курума-чо, Сиба-ку, Токио

Отправлено Кэндзи Томики, 31-5 Качи, Хиросаки
Бухгалтерия Управленческих Дел

Эйсин ("мирные / обычные новости”, почетное приветствие)

Уважаемый господин,

С недавних пор я уже некоторое время не могу посылать приветствия. Я знаю, что вы и ваша жена прошли это время без всяких затруднений, а я сам до сих пор служу в армии с большим рвением. Необычная жара, которая продолжалась в этом районе в течение всего лета, постепенно уступила место осенним бризам, и мы можем чувствовать холод по утрам и вечерам.
Мы будем отправлены на специальные военные учения этого года, которые были перенесены на государственную церемонию, которая состоится в начале следующего месяца неподалеку от Мориоки, и, к счастью, нам была предоставлена честь участвовать. Я прикреплен к штабу 31-го полка, 6-го батальона, и отбываю через двадцать один день, начиная с завтрашнего дня. Мы начнем с общевойсковой подготовки в районе Аомори и противостояния на уровне бригад и полков, затем непосредственно после этого перейдем к временным противникам дивизии и закончим крупномасштабными маневрами Синке (Примечание: возможно, в рамках подготовки к японскому вторжению в Маньчжурию).
Только через месяц после завершения военных игр я буду отделен от жизни в армии. После моего увольнения из армии, кажется, я вернусь в Токио, чтобы снова стать бременем для всех.
На днях я получил письмо от Уэсибы-сэнсэя. Он вернулся в Аябе на короткое время и вернется в Токио в сентябре. Я был, конечно, счастлив узнать, что все вы занимаетесь исследованиями, как обычно, и что число энтузиастов-практиков растет с каждым днем.
Я вспоминаю прошлую весну, когда я впервые получил наставление от Уэсибы-сенсея в короткий период до моего зачисления в армию, это были действительно дни, которые имели для меня большое значение.
В дополнение к необычайной революции в моем взгляде на дзюдо, которое я исследовал в течение более чем десяти лет, начиная с моих начальных школьных дней, инструкции и понимание, которые я получил во многих вопросах и неудовлетворенности дзюдо, которые я чувствовал до этого времени, прояснили мои мысли о текущей ситуации в Кодокан.
Конечно, количество дней, в течение которых я мог изучать дзюдзюцу у моего инструктора [Айкидзюдзюцу Уэсиба], было ограничено, и даже сейчас я все еще далек от того, чтобы проникнуть в глубины более глубоких техник. Мое мнение основано лишь на коротком периоде обучения, но даже основываясь на этом, я вижу всю глубину этой техники, в сравнении с дзюдо.
Во-первых, я много думал до этого момента о том, что называется философией дзюдо. Я был не в состоянии понять место дзюдо среди большого количества видов Будо, но теперь я пришел к убеждению, что это явно так. Не то, чтобы я полностью отрицал философию дзюдо Кано сенсея, но есть некоторые вопросы.
Является ли дзюдо истинным Будо? Если это так, то тогда нет особой необходимости в аргументации точки зрения дзюдо. Возможно, дело не в том, что традиционные кендо, дзюдо и другие будзюцу сформировались как отдельные сущности с индивидуальными точками зрения.
Вот чему меня учили. То, что называется Будо, является единым интегрированным путем, и этот путь теперь выражается в неразрывной форме как кэндзюцу, содзюцу...Бугэй Юхаппан (Примечание: 18 традиционных видов боевых искусств, используемых самураями в Японии Токугава, основанных на более ранних китайских традициях). В прошлые времена все будзюцу было, в конце концов, проявлением уникального пути войны. Поэтому и кендзюцу, и дзю-дзюцу в конце концов возвращаются к единому пути, и нет необходимости отделять кендо от дзюдо, чтобы объяснить их. Действия продвижения и отступления, положение тела, дыхание - все они должны соответствовать друг другу. Тем не менее, дзюдо и кендо в настоящее время практически становятся все более отличающимися друг от друга. Дзюдо и кендо - это не то же само, но оба эти искусства должны придерживаться одних и тех же основных принципов. Я ясно осознал эту истину через дзюдзюцу сэнсэя [Уэсиба].
В идеальном Будо, по мере продвижения по пути, техническая и духовная сторона прогрессирует параллельно. Это отличается от того, что происходит в спорте. По сравнению со спортом, в котором активность происходит в течение нескольких лет своей юности, в Будо происходит постепенное повышение мастерства, которое сопровождается умственной подготовкой, продолжающейся до старости. Если мы смотрим на это как на идеал, то возникает множество вопросов, касающихся современного Кодокан-дзюдо. Если мы вместо этого рассмотрим случай кэндо, то есть много практиков, у которых есть дух, чтобы продолжать энергично тренироваться в свои 60 лет, что лучше соответствует идеалам Будо.
Все эти слабости были устранены в дзюдзюцу сэнсэя.
Можно подумать, что Кодокан-рю надеется только на рост в пределах крайне ограниченной территории. Поэтому с учетом недостатков, вызванных внедрением таких вещей, как современный бокс и тоде-дзюцу (каратэ), можно считать, что в наше время он зашел в практический тупик.
Если это так, то откуда же берутся эти слабости? В конце концов, я думаю, что это возвращает к тому, что нынешний Кодокан-рю вырос на основе игр для физического воспитания, а не методов самообороны. В этом кроется большая доля вины.
Это можно понять, исследуя происхождение дзюдзюцу и источники, стоящие за созданием Кодокан дзюдо Кано сенсея. В прошлом общее дзюдзюцу, которое разделилось на множество различных школ, было создано для цели синкен-сёбу (Примечание: 真剣勝負 – битва с использованием реального меча, другими словами, борьба, которая определяет жизнь и смерть). Тем не менее, в конечном счете, защита от атак была главной целью, так что совместные методы были наиболее распространенными. Следовательно, Кано Сенсей удалил совместные техники из этих школ, избегал ударов (атеми), выбрал наименее опасные стратегии и основал Кодокан дзюдо, которое было более уместно для современности. Затем были созданы различные конкурентные методы из самых интересных принципов, и, наконец, у нас есть то, что процветает сегодня. С другой стороны, это закончилось тем, что дзюдо стало полностью спортом. Уэсиба-Сенсей часто говорил: "Полезны ли такие вещи, как Кодокан дзюдо? Это не настоящее будзюцу.”
И на самом деле реальность именно такова. С точки зрения самообороны это [Дзюдо] совершенно бессильно. И потом, если смотреть с точки зрения истинного будзюцу, то это на грани ереси. Однако, если посмотреть на это с точки зрения спорта, то я думаю, что он функционирует очень хорошо. Я считаю, что это и является причиной современного дзюдо.
Таким образом, в конечном итоге проблема должна стоять так: “какая причина существования дзюдо наиболее распространена в наше время, как самооборона или как спорт?". Отложив на время эту проблему, я хотел бы немного поговорить о прояснении другой стороны проблемы, о начале и конце полемики, породившей метод соревнований в Кодокан.
В прежние годы были соперничающие матчи по дзюдо между старшей средней школой Дай-ити и старшей средней школой Дай-ни. В результате, хотя средняя школа дай-Ичи имела лидирующий третий дан и ряд черных поясов, Средняя школа Дай-ни, у которой никогда не было более одного или двух черных поясов, занимала более высокое место в соревнованиях. Все сводилось к тому, что средняя школа Дай-ни тщательно обучалась наземным техникам, так что у средней школы Дай-ити не было места, чтобы атаковать их. Кано сенсей был крайне критичен по этому поводу:

"Основой дзюдо является синкен сёбу. В прошлые времена наземные методы использовались после того, как первый противник был полностью подавлен. По сравнению с теми временами Средняя школа Дай-ни с самого начала отвечает на атаку наземными приемами. Это не самое подходящее занятие для синкен сёбу, это трусливо..”

Вокруг этого разгорелся большой спор.

-2

Нам не нравились наземные методы, и мы чувствовали, что поведение средней школы Дай-ни было подлым. Однако с точки зрения теории мы знали, что они абсолютно правы. То есть, современный Кодокан дзюдо - это спорт. Поэтому до тех пор, пока что-то не нарушает правила соревнования, все походит для цели - победить. Такие вещи, как синкен сёбу, в данном случае не входили в уравнение. Соответственно, я считаю, что использование слабости средней школы дай-Ичи в наземных методах для получения победы является разумным. Эта проблема наземных методов в сравнении с методами борьбы в стойке является постоянной проблемой даже сегодня.
Однако, просто откладывая ничью, бессознательно реагируя наземными техниками, им не хватает агрессивного мышления – там есть много такого, что противоречит позиции воина “сражайся до смерти без капитуляции”. И далее, дело в том, что можно практиковать технику броска в течение трех или четырех лет, не развивая реального навыка. Для сравнения, комбинируя наземные приемы с физической силой, можно добиться значительных результатов всего за полгода или год, поэтому они очень эффективны при проведении соревновательных матчей. То, что ценится в парных видах спорта, - это победа в соревновательных матчах, а не синкен сёбу, поэтому, если для достижения этой цели необходимы те же умственные и физические кондиции, жертвы и усилия, то я считаю, что для нас лучше всего выбрать путь к наземным, а не к бросковым техникам.
На фоне тех ценных слов Кано сенсея, о которых я упоминал ранее, современное дзюдо постепенно развивается как вид спорта. Кроме того, я знаю, что существует дилемма в его постепенном отделении от синкен сёбу (отношение/намерение жизни или смерти.)
Вред сосредоточения на рандори состоит в том, что человек склоняется к тем немногим техникам, в которых он искусен, и сбивается с пути, вырождаясь в простую физическую силу. Хотя это прекрасно с точки зрения физического воспитания, но для того, чтобы понять истинный дух будзюцу, я считаю, что четкое осознание смысла этого будзюцу через ката, прежде чем практиковать рандори, является способом устранения ошибок. В этом дзюдзюцу [Айкидзюдзюцу Уэсиба Сэнсэя] основное внимание уделяется ката, но то, что кажется довольно окольным путем, чтобы понять смысл этого будзюцу, наоборот, является коротким путем, и можно подумать, что он устраняет ошибки. Однако то, что я думаю, еще более превосходно здесь, заключается в том, что, хотя это и называется ката, это не то же самое, что ограниченная малым количеством техник ката Кодокан-Рю. Они [ученики Уэсиба Сэнсэя] гибки и свободно приспосабливаются к любой возникающей ситуации.
Это ката, которые сами по своей сути являются рандори!

Когда я действительно наблюдал за Кодокан-рю и другими и исследовал их исторические истоки, я смог четко определить точки превосходства этого дзюдзюцу. Таким образом, желание понять ценность этого дзюдзюцу с более широкой точки зрения Нихон будзюцу постоянно было у меня на уме.

Как я уже говорил, Я тренировался в дзюдо в течение многих лет, но в конце концов я никогда не делал ни одного шага дальше точки зрения как спорта, и соответственно я исследовал его как превосходный метод физических упражнений, но когда я отошел от моих академических исследований, ограничения времени, падение выносливости заставили меня думать, что дзюдо было чем-то, от чего мне придется дистанцироваться. Однако, благодаря неожиданной случайности я смог понаблюдать за техникой Уэсиба Сэнсэя и пришел к убеждению, что здесь есть нечто, что я мог бы продолжать практиковать и совершенствовать вечно как еще одну форму упражнений и тренировочный интерес. Я завербовался, как только закончил учебу прошлой весной, и, оставив свой класс и дом позади, смог посвятить себя обучению.

Я хотел бы вернуться в Токио после увольнения с военной службы и найти там работу, но я также надеюсь, что смогу потратить много времени на изучение всех инструкций в дзюдзюцу, если это вас устроит.

Адмирал Такесита и Морихэй Уэсиба.
Адмирал Такесита и Морихэй Уэсиба.

Наконец, есть вопрос религиозности сэнсэя, я чувствовал некоторую неуверенность, как раз когда я посетил сэнсэя в Аябе прошлым летом. Мой дядя и г-н Кубота являются примером, но от него не было большой поддержки для моей поездки в Аябе. Однако, я считаю, что Омото-ке и будзюцу полностью разделены. Пока я жил в Аябе, я всегда слышал разговоры о вере от сэнсэя и других людей, и, возможно, из-за моего скептического характера и многих предметов, которые я не мог полностью понять, я не мог понять и этот Омото-ке, наполненный чудесами, которые превосходят современную науку. Однако, я очень восхищаюсь верой сэнсэя и его смиренным отношением к богам. И я таким образом глубоко рассмотрел многие моменты, касающиеся техники сэнсэя и его веры. Это не обязательно ограничивается Омото-ке, но может быть, что именно с верой будзюцу впервые достигает этого уровня, что меня могут научить на интуитивном уровне, что будзюцу сюгё - это то, что в конце концов возвращается к вере.

С каждым днем погода становится все холоднее, я молюсь за ваше здоровье. Наконец, спасибо, что нашли время обдумать мои бредни.

19 сентября

С уважением,

Кэндзи Томики достопочтенному господину Исаму Такэсита

Пожалуйста, передайте мои наилучшие пожелания господину Симодзи и господину Ямамото.
_________________________

Примечание:
Это письмо было переписано профессором интеллектуальной истории японских боевых искусств в Университете Васэда и айкидо Сиханом Японской ассоциации айкидо Фумиаки Шисидой с копии, полученной от Дайто-рю Айкидзюдзюцу Хомбу-чо Кацуюки Кондо. Почерк Кэндзи Томики был расшифрован с помощью г-на Сэйити Сайто, который учился у Кэндзи Томики во время его пребывания в Университете Кенкоку в Маньчжурии, но было несколько мест, которые были неясны, и я надеюсь на разъяснение позже. Возможно, в копии были ошибки и недостатки, но само собой разумеется, что за формулировку текста отвечает редактор. С глубокой благодарностью Кондо сенсею и Сайто сенсею, Шисида Фумиаки - 18 января 1991 года.
Оригинальные материалы на японском языке были предоставлены при содействии Джоша Голда и журнала айкидо.