Найти тему
GoFrenDiy

[🐊] ММВЗ В-138. Часть II. Тюненх продолжается.

Как следует из названия статьи, это вторая часть длинного рождения одного крокодила. Собрал себе весной 2015 бюджетный дорожник ММВЗ В-138… Ну как бюджетный… 8200 он у меня уже вышел! Да да да, уже с этого момента стало понятно, что затея дурацкая и реально проще было купить новый, в упаковочке, блестящий, современный велосипед. Да, я именно так и поступил, взяв свежие Стелсы для девочек, но для себя мне хотелось сделать что-то своё.

В процессе использования летом 2015, из Китая на велосипед были заказаны задний фонарь, аж за 60 р. и бортовой компьютер за 180 р. Собственно этими мелочёвками все 3 велика наших обзавелись, т.к. днём по Москве далеко не всегда приятно кататься, а выезжая периодически на дороги общего пользования, надо хоть как-то обозначать своё присутствие.

-2
-3

По-началу, всё было очень даже классно и достойно - катить приятно, наличие скоростей сильно упрощает перемещение в пространстве, но спустя 3 месяца появились проблемы и выявились некоторые минусы эксплуатации, что неудивительно для велосипеда 1972 года. Первое, что пошло вразнос — это эти долбанные клинья, которые в педальном узле, ну и к концу лета начала хрустеть, скрипеть и люфтить каретка. При подготовке вела к сезону я не полез туда вообще, поэтому то что оно всё развалилось подо мной — это не удивительно.

-4

Второй развалившийся элемент — это сидение. Оно и при покупке было поломанным, но своим весом я его доломал. Думал его восстановить, перетянуть, но когда оно как пластилиновое поддалось рихтовке, я понял, что этот ремонт будет ненадолго.

-5

у и третьим элементом была резина. Она не стёрлась, а просто рассохлась и потрескалась. Этому способствовало ещё и максимальное давление в камерах, которое я старался поддерживать. Собственно, первый недостаток конструкции — колёса. Там резины ещё огого и можно было бы на ней катать и катать ещё много, но под своим весом я постоянно складывал покрышки, а дабы хоть как-то обезопасить обода, приходилось качать до 3.5 атм. Если по асфальту этого в большей части хватало, то первые выезды на "пересечёнку" и частые пробои по ободам прикрыли мне этот вид покрытия до смены резины. Была мысль вообще на 29" уйти, благо обода, что у 28", что у 29" используются одни и те же — 622 мм, но поиски менее зубастой резины для асфальта в 29м размере не увенчались успехом.
Второй недостаток конструкции, выявленный всё при том же выезде на пересечёнку — не совсем удобные передаточные числа трансмиссии. Дело всё в том, что по асфальту, в основном, использовалась 2я (прямая) скорость, где передаточное число было 48/22. На подъёмах я использовал 1ю скорость, где передаточное число было 48/30, но подъёмы в городе, это не те подъёмы, которые в лесу и на пересечёнках. Ну а 3ю скорость с передаточным 48/16 я включал ну ооочень редко. Поэтому возникло желание как-то сместить всю свою трансмиссию в сторону увеличения передаточных чисел и переходу на 3ю скорость, как основную.

Собрав проблемы и хотелки, я отправился в Сокольники на велорынок. Сложно было, но я всё-таки постарался придерживаться концепции бюджетного дорожника и выбирал дешманские запчасти 😄 Собственно вот:

-6
-7
-8

Приобретено:
— 2 подшипника 203х;
— вал под квадрат;
— система 42-34-22;
— педали;
— резина Kenda 622х42C K-935 KHAN;
— сидение.

Для многих советских великов задача перехода на современные каретки относительно простая: в кареточную трубу просто вкручиваются современные катриджи кареток и всё. Резьба, правда, у наших великов немного другая по шагу (М35х1), и по-хорошему, просто надо перенарезать нужную дюймовую (1,37” 24 TPI), но часто встречал, что народ просто прикладывает большие усилия во время закручивания чашек катриджа и всё. Но у меня совсем другой случай: внутрений диаметр моего кареточного стакана 40мм, соответственно тут либо переходники какое-то городить надо, уменьшающие диаметр, либо пойти по тому пути, который я выбрал.

Есть замечательные подшипники по 50 р. с номером 203 и размеры у них 40*17*12, т.е. 40 мм внешний диаметр, 17 мм внутренний, ну и 12 мм ширина подшипника. Со штангелем нашёл отдельно вал под квадрат (250 р.) с толщиной 16.5 мм и длиной 117 мм. Сначала, правда, купил 130 мм длиной вал и не совсем он мне удачно подошёл в итоге...

Систему шатунов выбирал тоже по принципу самой дешёвой. Из того что там было в наличии под квадрат на рынке пришлось брать на 3х звёздах и со 175 мм шатунами стальными (700 р). Может быть и стоило бы позаботится о весе и т.д., но ценник ощутимо скачет вверх на аллюминий, а как всё это у меня заработало бы, я ещё не знал. Ну и педали взял самый простые железные за 550р. Пластик я видел какой скользкий и разваливающийся.

Собственно, по приезду домой, быстренько скрутил старые педали, вытрусил остатки каретки и принялся примерять железки к велосипеду. Подшипники в стакан вошли свободно. Ну точнее один влетел, а другой с небольшим натягом, т.к. снизу был легонько деформирован стакан. Т.к. этот натяг подшипника был основным сдерживающим элементом от перемещения по стакану подшипников и системы, то я решил добавить усилия и легонечко пристукнул стакан и с другой стороны, чтобы второй подшипник так же с натягом входил в стакан.

-9
-10
-11

Т.к. вал у меня 16.5 мм диаметром, то подшипник с внутренним диаметром 17мм чуточку болтался на валу. Одной стороной подшипник упирался в штатный конус на валу, а второй стороной подвисал в воздухе. Чтобы исключить какие-либо люфты, я решил придавить подшипник к конусу на валу с помощью шатунов. Единственное, конусы на валу были широко друг от друга расставлены и полностью подшипники не входили в стакан, поэтому я решил сделать небольшое смещение, чтобы звёзды стали поближе к раме.
В ближайшем магазине водопроводном были найдены пластиковые соединители для труб, из которых и были изготовлены трубочки, прижимающие подшипник. Приятным бонусом было то, что по диаметрам трубочки были примерно равны диаметрам внутренней обоймы.

-12
-13
-14
-15
-16

Как видно, всё встало без особых проблем, затянулось и очень крепко сидело в стакане без каких-либо смещений и люфтов. Ну а то, что теперь совершенно свободно вращаются педали и ресурс у этих промышленных подшипников точно побольше будет, нежели у обычных кареток на мелких шариках. Единственное, я не сделал никаких дополнительных пыльников для подшипников, но это можно потом будет сделать в любой момент. Пока правда даже не придумал из чего их сделать.

Цепь натянул на 42ю звезду, но просится она на среднюю 34ю, т.к. цепь широкая и смещение получилось достаточно большим. Помимо повышенного износа самой цепи, так же идёт износ и самих звёзд.

-17

Конечно же, я попробовал на средней 34й покататься, но передаточное число совсем получается большим, а велосипед из городского дорожника в непойми что

-18

Первый купленный вал на 130 мм был слишком широким, потому даже на 34Т цепь перекашивало достаточно сильно. Не было бы счастья, да несчастье помогло! При первом тестовом выезде, буквально через пару-тройку километров у меня отваливается шатун, т.к. резьба на этом валу какая-то короткая была и гайка нормально не закручивалась. В итоге резьбу поломало и просто напросто возникла необходимость в другом валу. Тут я уже точно знал, что нужно меньше, поэтому и взял 117 мм

-19
-20

Да, немного подправило ситуацию ещё возможность перевернуть заднюю звезду: со штатной системой она у меня смотрела вовнутрь, а я перекрутил её наружу.

Было
Было
Стало
Стало

но по-итогу искривление осталось и... сказать честно, так я и прокатался с ним 3 года. Т.е. по-хорошему надо было бы вообще что-то типа 113 мм искать под мою систему.

Т.к. задняя втулка Shimano Nexus3 чуточку шире, чем обычная втулка "Торпедо", то для сохранения правильной линии цепи с заводской системой, звезду надо ставить выпуклостью к спицам - тогда и относительно ровная ЛЦ получается. Я же леплю MTB 3х звёздную систему... ну просто потому, что пришёл на рынок и сказал - дайте дешман. Стоила она тогда... да что-то в районе 600...700 рублей. Тяжёлая, стальная, неразборная... К тому же большая звезда сильно торчит относительно старой системы. Есть и получше варианты, но до этого я пришёл спустя 4 года!

С сидением там всё просто — старое снял, новое поставил. Взял сразу широкое под свой широкий зад и как показала практика, достаточно удобное оно. Народ ставит обычно жёсткие, продолговатые, а я вот решил попробовать такую форму. Обычно ежедневные наши прогулки не превышают 15-20 километров, поэтому в спортивном сидении нет острой необходимости, а вот комфорта хотелось.

-23
-24

С резиной получилось не совсем так как я хотел, но тоже вполне себе нормально. Как я и писал выше, хотел пошире резину. На советские дорожники штатно шли покрышки Л-183 622х40С, т.е. 40 мм толщиной. Конкретно эту модель покрышки я выбрал по протектору: основная часть слик, но по краям есть небольшие зубья, которые, надеюсь, будут помогать по грунтовым дорогам. Но беда в том, что нигде по интернет-магазинам я не нашёл этой резины… А тут, проходя по рынку, вдруг кинулись мне в глаза они. В наличии были только 622х42С, по сути тоже самое и я начал было сомневаться в покупке, но продавец быстренько помог в выборе: дело всё в том, что рабочее давление у этих покрышек не 2,2-3,0 атм, а 3,5-6,0 атм! Т.е. при той же примерно ширине можно уже качать больше! Да и слишком широкую резину тоже не хотелось, т.к. пересаживаясь на Стелс 750 жены, сразу ощущается разница в накате и усилии, хотя у неё там 26", но ширина покрышек 50 мм.

Всё собрал, скрутил, накачал 4,0 атм и поехал кататься. Это прелесть! Велосипед реально стал лучше ехать за счёт резины. Сидеть стало значительно удобнее. Ну а изменившиеся передаточные числа очень так чётко подошли мне. Теперь основная скорость 3я, в горки взбираюсь на 2й, ну а 1я у меня для очень крутых подъёмов и маневрирования на низких скоростях. Да, может быть я добавил бы ещё одну скорость между 2 и 3, но вполне и так всё неплохо. Сейчас 3я 42/16 это почти штатная скорость этого велосипеда 48/19, если уж совсем уточняться то ближе к 48/18. Но, скорее всего, я сменю ещё заднюю звёздочку, чтобы перейти с 42й на 34ю и не уродовать и без того старую цепь и звёзды.

В итоге, в сентябре 2015 года, велосипед выглядит вот так:

-25
-26
-27

Откатаю уже этот сезон 2015 как есть, а зимой займусь внешним видом. Краска, грунт, шкурка уже приобретена. Скорее всего буду переходить на новые обода, т.к. эти, всё-таки дрековые, да и резина не совсем хорошо на них сидит. Ну и есть мысли по заведению переднего тормоза, т.к. разок цепь разобралась и я с горочки летел на велике без тормозов… слава богу никого не было, но задуматься заставило. Хоть цепь теперь и без замков, но всё-равно, лишним этот тормоз не будет. Ну и крылья… В идеале бы хотелось найти хромированные 🙄 Но, скорее всего, просто приведу в порядок имеющиеся да и всё. Есть ещё мысль немного отодвинуть руль от себя и немножечко подсогнуться на сидении, но это я буду уже экспериментировать позже с выносами от каких-нибудь Туристов, Старт-шоссе и подобных великов, т.к. руль я решил оставить свой от Урала — вполне себе удобный.

Бюджет на данный момент 13 300 р. бюджетным этот дорожник уже не назовёшь. Можно было бы купить что-то другое, тот же МТВ и сделать из него гибрида какого-нибудь, но врят ли это было бы бюджетнее. А так и что-то своими руками сделал, и в то же время теперь надо оставшиеся велосипеды доводить до уровня моего, т.к. едут они значительно тяжелее, особенно Стелс 750й с тракторной резиной. Т.ч. будет ещё у меня Stage III, но это так же уже будет в следующей части!