Федор Токарев, обладатель Сталинской премии и роскошных казачьих усов, мог и не дожить до своего звёздного часа. А знаменитый пистолет его конструкции имел один кровавый недостаток. Но всё как-то сложилось.
Человек
В 1919 году бывшего казачьего есаула и дипломированного конструктора отправили в Ижевск для восстановления разрушенного оружейного завода. Токарев с ходу в невыносимых условиях наладил выпуск винтовок Мосина. Но в июле 1920 года из-за ошибки снабженцев план был сорван — снабженцы закупили сталь не той марки и производство встало.
Главного инженера Токарева обвинили в саботаже, 30 августа прозвучал приговор трибунала: расстрел. Впрочем, уже в первых числах сентября власти вспомнили о кадровом голоде. Казнь сначала заменили 15-летним заключением, а в октябре все обвинения с конструктора были сняты.
По указанию наркомвоенмора Льва Троцкого Токарева командируют на Тульский оружейный завод. Здесь конструктор сполна использовал возвращенную ему жизнь и право работать: в 1924-м появляется на свет ручной пулемет Максима-Токарева, в 1938-м — самозарядная винтовка СВТ, в разных модификациях ударно потрудившаяся в первые годы Великой Отечественной.
А в историю конструктор попал благодаря 7,62-мм самозарядному пистолету образца 1933 г., название которого военнослужащие вскоре сократили до ТТ, то есть «Тульский Токарева» (рассказ о нём — ниже).
Одним только оружием интересы Фёдора Токарева не ограничивались: с 1958 по 1965 годы на Красногорском механическом заводе выпускался сконструированный им «ФТ-2», первый советский фотоаппарат, позволяющий вести панорамную съемку
Пистолет
Масса пистолета без патронов: 854 гр
Начальная скорость пули: 420 м/с
Прицельная дальность: 50 м
Максимальная дальность полета пули: 800-1000 м
«Тульский Токарева» был первым в СССР армейским самозарядным пистолетом. Боевое крещение он прошел в советско-японских конфликтах у озера Хасан и реки Халхин-Гол в 1938-39 годах.
Тогда же был выявлен главный недостаток «Тульского». У пистолета не было предохранителя — его роль с переменным успехом выполнял предохранительный взвод, когда курок отводится до половины рабочего положения (до первого щелчка из двух) и таким образом блокируется. Однако механизм ТТ оказался чувствителен к ударам и встряскам, поэтому при неосторожном выхватывании ТТ из кобуры или падении оружия его хозяин запросто мог получить пулю в бок. И некоторые получали.
Но благодаря низкой стоимости производства на такие «мелочи» закрывали глаза, тем более, что удачная в целом конструкция позволяла обслуживать пистолет за пять минут в любых условиях.
«ТТ до сих пор поднимают из-под земли вместе с останками погибших солдат, и после чистки и смазывания большинство стволов, пролежавших в земле 75 лет, вполне пригодны для использования!» — говорит кандидат исторических наук, историк оружия и военного дела Роман Майоров.
Обратили внимание, что ТТ из Музея Вооруженных сил (выше на иллюстрации) какой-то потёртый? Вот он как раз пролежал в земле 14 лет. 6 июля 1943 года старший лейтенант Александр Горовец на истребителе Ла-5 в одиночку ввязался в бой с 20 пикирующими бомбардировщиками Junkers Ju 87 в небе над Белгородской областью. Сбил 9 (!) «юнкерсов», но погиб и сам. А в 1957 году в поле у деревни Зоринские дворы откопали самолёт Горовца с документами на имя лётчика и его личным пистолетом ТТ.
«Токарев» прошёл с командирским составом Красной армии всю Великую Отечественную. Именно ТТ держит комбат на знаменитой фотографии Макса Альперта. Производство ТТ в СССР продолжалось до 1952 года — всего, по разным подсчетам, было изготовлено от 1,7 до 2,3 млн единиц. Модифицированные ТТ до сих пор выпускают в Сербии под именем Zastava M57.
Автор этого текста — журналист и блогер Дмитрий Сироткин. Подписывайтесь на его канал про автомобили и мотоциклы — «Все что движется».
Это продолжение серии публикаций про великих конструкторов советского стрелкового оружия. Начало смотрите здесь.