Найти тему

Как я готовлю ребёнка к предстоящему обучению чтению

Оглавление

Я не тороплюсь. Согласна с мнением, которое высказывают сегодня многие психологи (в том числе Петрановская, в своё время открывшая для меня теорию привязанности). То, на что в более ранний период нам понадобятся месяцы и годы, в подходящем возрасте ребёнок усвоит за несколько недель, а то и в считанные дни.

Об этом говорит и мой собственный опыт. Старший ребёнок к своему трёхлетию знал назубок все буквы русского алфавита. А читать начал только в пять. Нам потребовалось два года, чтобы перейти от букв к слогам и первым словам. Стоило ли так долго мурыжить себя и ребёнка? С младшим я решила дождаться пятилетия.

Сейчас я готовлю сына к будущему обучению. Потихоньку знакомимся с буквами/звуками и развиваем способность слышать слово. Расскажу о некоторых книгах и играх, помогающих нам в этом.

1. Книга «Язык родной, дружи со мной»

Я купила её почти год назад. Ребёнку тогда было чуть более двух с половиной. Книга сразу заинтересовала его.

Не буду подбирать эпитеты, скажу просто: книга — супер. Стихи написаны Александром Шибаевым, рисунки выполнены художником Вадимом Гусевым. Иллюстрации мне нравятся больше, чем стихи (хотя последние тоже хороши). В живописи я, к сожалению, плохо разбираюсь. Не знаю, что это за стиль — я вижу здесь что-то вроде «плакатного соцреализма».

Первая часть книги посвящена буквам. Каждая из них упомянута в стишках, основанных на ассоциации с формой букв. Картинки наглядно иллюстрируют эту ассоциацию.

-2
-3
-4

Читая ребёнку стихи, я стараюсь произносить не названия букв, а звуки (где это возможно). Не [эн] или [нэ], а [н].

-5
-6

Иногда мы просто читаем книгу, лёжа в кровати. Рассматриваем картинки. Но чаще играем: я зачитываю стихотворение, ребёнок угадывает букву и находит её на детском коврике. Благодаря этой игре, большинство букв сын уже знает.

Но не буквами едиными… Я хочу научить ребёнка слышать и чувствовать слово, различать и анализировать звуки и слоги, из которых оно состоит. Кажется, именно это называется фонематическим (речевым) слухом.

Вторая и третья части книги «Язык родной, дружи со мной» ведут как раз в этом направлении.

Вторая часть называется «Буква заблудилась». Она содержит двустишия — бессмысленные, абсурдные, забавные. Таковыми они стали из-за подмены буквы в одном из слов. Я читаю ребёнку двустишие — он определяет, в каком слове допущена ошибка, и исправляет её.

Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!».
(Не двери, а звери).
Жучка будку не доела.
Неохота. Надоело.
Не будку, а булку.

К каждому — такая же абсурдная иллюстрация.

-7
-8

В третьей части — стихи с ослышками или перевёртышами. Когда произносишь одно слово несколько раз подряд — можно услышать другое. Банка-банка-банка — слышим кабан-кабан-кабан. В книге содержится немало стишков с такими каламбурами.

-9
-10

Любимое стихотворение моего ребёнка:

Отец работать научил
Смышлёного Данилку.
Отец купил-купил-купил
Даниле пилку-пилку.
-11

Сын принцип понял. Однажды он, играя с насосом, приговаривал: «Давай, Зайка, качай, качай, качай!». Вдруг повернулся ко мне и восторженно воскликнул: «Мама! Качай-качай-качай — это чайка, чайка, чайка!». Пары «качай — чайка» в книге нет. Это ребёнок сам услышал.

Есть в этой книге и другие интересные зарисовки и нелепицы. Но это уже на более старший возраст.

Книгу очень советую к приобретению.

2. «Маршрут на букву…»

Согласно программе дошкольного образования, прежде чем знакомить детей с буквами, нужно научить их выделять первый и последний звук в слове. Далее дети учатся определять звуки в середине и подбирать слова на заданную букву. Это умение позволяет малышам быстро переходить к чтению целых слов.

Мой ребёнок уже умеет выделять первый звук в слове и находить слова на заданную букву. Овладеть этой способностью нам помог медвежонок Паддингтон. Точнее, один из рассказов про него.

-12

Рассказ называется «Медвежонок Паддингтон на карнавале». Медведь и его друг мистер Крубер приезжают на карнавал лодок. Там проходит игра «Маршрут на букву М». Паддингтону нужно найти как можно больше слов, начинающихся с этой буквы. Он гуляет по территории, где проходит празднество, и записывает названия обнаруженных предметов на М. В итоге медвежонок выигрывает и получает приз — катание на лодке по каналу.

-13
-14
-15

Моему сыну этот рассказ полюбился. Мы читали его раз за разом, снова и снова. Однажды ребёнок начал находить слова на М — как дома, так и на улице. Вскоре он научился определять первый звук и в других словах. Дома мы теперь тоже иногда играем в «Маршрут на букву…». С разными буквами.

3. Игра с азбукой

Я ещё не покупала буквари. У нас есть только вот такая «Азбука» от «Школы семи гномов». На каждой странице — буква и несколько картинок, названия которых начинаются с неё.

-16
-17

Поскольку ребёнок уже умеет выделять первый звук в слове, мы играем так: я закрываю бумажным листком букву в середине и прошу ребёнка угадать её. Это просто. Он смотрит, какие предметы нарисованы, выделяет первый звук в их названиях и угадывает букву (на буковки из точек и кружочков сверху и снизу страницы он внимания не обращает).

-18

4. Игра с сортировкой букв

Я распечатываю картинки с героями книги, которой мы на данный момент увлечены, и фиксирую их на мольберте магнитами. Рядом располагаю магнитные буквы — те, с которых начинаются наименования персонажей. Буквы перепутаны. Ребёнку надо правильно рассортировать их — то есть поставить рядом с каждым персонажем букву, с которой начинается его имя.

Например, сейчас мы читаем сказку «Золотой ключик». И играем с буквами на мольберте.

-19
-20

5. Отхлопывание слогов

Ребёнок произносит слово по слогам, делая по одному хлопку в ладоши на каждый слог.

Этому научить легко. Надо просто показать несколько раз — и малыш схватит. Способность эта тоже важна для будущих успехов в обучении чтению.

Мы иногда отстукиваем несколько слов, готовясь ко сну. Сын сам предлагает слова — и сам делит их на слоги, хлопая в ладоши.