Известно, что у древних греков общего названия для первых дней каждого месяца не было, а было оно у древних римлян — calendae. В дни календ заёмщики рассчитывались по долговым распискам в ссудной книге — calendarium. Обязательства тех должников, кто не собирался платить по счетам, предлагалось оставить до греческих календ, или отложить в долгий ящик, потому что никогда не сделают этого, — ведь римских календ у греков не было, а были у них — καλάνδαι, обрядовые новогодние песни, или колядки.
Эта учётная книга ссуд состояла из одних первых дней каждого месяца, на которые приходились процентные ставки заимодавцев. По этой причине книга представляла в переплёте или в свитке календарь долговых событий и называлась соответствующе. Сравнительно с тем, церковный календарь составляют дни, которые совпадают с религиозными праздниками и торжествами.
Календарь в этом смысле учитывает не все 365/66 дней в году, а только наиболее значимые в плане каких-то событий, например, календарь светских раутов. Древние римляне пользовались этим словом точно также, как мы сейчас пользуемся им!
Версия, что слово календарь заимствовано у древних римлян, не выдерживает никакой критики, поскольку Римскую империю составлял конгломерат племён и народностей различных по языку и по вере. Утверждать, что оно заимствовано у латинского племени, — всё равно, что ничего не сказать, поскольку латинский был общенародным языком в полиэтничной среде также, как английский является языком международного общения.
Наличие лунных и солнечных календарей — явление весьма распространённое в жизни древних обществ.
В Повести временных лет использован календарь, по которому автор летописи, занимаясь обычным для себя делом, вписывает даты за несколько тысяч лет от сотворения мира! В этих условиях установить, кто у кого и что позаимствовал, не представляется возможным. Остаётся только принять как есть то немногое, что ещё дошло к нам в неизбывном виде.
Наиболее ранняя форма записи kalendarium восходит к древнегреческой письменной традиции. Слово образовано на базе суффиксального производного от kalenda, в котором развилась акательная форма под влиянием безударного гласного [о] в корне: болгарское кóледа, сербохорватское кòледа, польское kolęda с носовым гласным [ę] и kalędarz, календарь. К тому же, словенское koléda, чехословацкое koleda, русское колядá (южн.-рус. калядá, сев.-рус. колéда), в которых якательная форма диалектна в отношении форм на базе древнерусских носовых гласных [ę] или [į]; албанское kolĕndŭ, румынское colinda. Таким образом, раннему латинскому kalendarium грамматически соответствует русское колядник* по одной версии, и по другой — календарь является суффиксальным производным от коленда, также как букварь производят от буква или словарь — от слово.
Коляда — общеславянский народный праздник солнцеворота, ежегодно отмечаемый до и после третьего дня зимнего солнцестояния, которое начинается в ночь на 22 декабря и заканчивается 24-м декабря: видимое движение Солнца, наблюдаемое с Земли, прекращается, и Солнце находится очень низко над землёй, как будто постаревшее и умершее, неподвижно стоит в течение трёх суток, когда случается самый короткий день в году, так называемый карачун или день условной смерти Солнца; время в эти дни тоже останавливается. 25 декабря Солнце, как будто ожившее и молодое, снова начинает видимое движение, поворачивая на лето: день за днём становится длиннее, а ночи — короче. Движение Солнца на лето происходит в течение полугода до дня летнего солнцестояния, которое начинается в ночь на 22 июня и заканчивается 24-м июня: видимое движение Солнца, наблюдаемое с Земли, прекращается, и Солнце находится очень высоко над землёй, как будто повзрослевшее и полное сил, неподвижно стоит в течение трёх суток, когда случается самый длинный день в году, так называемый крес или воскресенье; время в эти дни также останавливается. 25 июня Солнце вновь начинает видимое движение, поворачивая на зиму, как будто становясь от этого старше и слабее: каждый следующий день короче предыдущего, а ночи — длиннее. Движение Солнца на зиму происходит в течение полугода до дня зимнего солнцестояния, когда годичный цикл явлений природы заканчивается, старому ходу Солнца и циклу приходит конец или карачун, а новый ход и цикл начинаются заново.
Два полугодовых периода обращения Солнца вокруг Земли — на посолонь, то есть по эклиптике, — в солнечном календаре носит название летне-зимнего периода, отражённого в поговорке готовь сани летом, а телегу — зимой. Понятие летосчисления на Востоке включает счёт количества летних периодов, когда Солнце летит, отнюдь не летних сезонов и не летних месяцев в промежутке за отрезок времени. Сравнительно с тем, на Западе вели счёт времени по количеству зимних периодов, когда Солнце падает, отнюдь не зимних сезонов и не зимних месяцев. Стало быть, солнечный календарь — это счётная книга новолетий, согласно которой ведётся учёт дней повторяющегося из года в год одного и того же события, — праздника дня нового хода Солнца.