Редко, но бывает, что произведение искусства, которое должно быть простым развлечением, сделано слишком талантливыми людьми, а потому не укладывается ни в каноны жанра, ни в прокатную политику. В зеркало смотреться приятно молодым и красивым, а с годами оно уже только для бритья или, чтоб капли в глаза залить, не промахнуться. Ещё смешно зайти в павильон кривых зеркал. Если зеркало прямое, да ещё и с искусственным интеллектом, наученным увеличивать прыщи и родимые пятна, то по доброй воле его смотреть неохота будет.
Сериал «Бессонница», сделанный в 2014, почти не показывался на русском ТВ. Согласно Википедии НТВ транслировал Бессонницу один раз, причём серии выходили после полуночи. Можно сказать, что сериал замолчали. Вопрос почему.
Я комфортабельно посмотрел «Бессонницу» в феврале 2016, закачав в прекрасном качестве с youtube. Сериала там больше не найти, вместо него подделка другого, там это стало нормальным трюком. Это моё личное мнение, сериал «Бессонница», если не самые лучшие, что было сделано на русском телевидении за последние годы, но, как минимум, не хуже любого другого. О вкусах не спорят, но если спорить, то я бы спорил в пользу «Бессонницы». Это шедевр. Но мои знакомые в России его не видели и о нём даже не слышали.
Пересказ сюжета ничего не испортит для впечатления. Это классическое игровое шоу на выживание. Десять человек оказываются участниками, кто по доброй воле, а кто в результате гримасы судьбы, персонажами игры, где каждый из них, кроме одного умрёт, либо тихо заснув от укола специального вещества, либо от насилия. Неважно как, но через несколько дней умрут все, кроме победителя. Ему введут противоядие и приз в сумке, миллион зелёных. На них сделали огромные ставки в подпольном казино.
Действие происходит в Москве, персонажи люди не обыкновенные. Преступник, рецидивист. Подростки. Боевики. Полицейская под прикрытием. Победитель предыдущей игры и бывший судья этого мероприятия. За каждым из участников неординарная история жизни. И все бессильны перед устройством общества, в котором нет дела до чужого горя.
Казалось бы, участникам игры всем или по отдельности достаточно позвонить в полицию, казино прикроют, их спасут. Преступников, играющих чужими жизнями, покарают, закрыв, чтобы больше не шалили долгие годы. По условиям держателей игры этого нельзя, но возможность явно есть. Игроки свободно передвигаются и могут поговорить с кем угодно. Полицейская под прикрытием смогла всё объяснить своему куратору. Но всё без пользы. Каждое официальное лицо действует в пределах полномочий и личных интересов. Даже совестливые внутри казино бессильны перед её системой.
Показывать изъяны общества или красить толстым слоем губной помады. Вот в чём вопрос. Искусство должно. Что? Кому? Зачем? Развлекать, учить, воспитывать, отвлекать? Кто решает? Зрители не могут, если им не показать.