Когда-то давно я писал статью про единственный в мире реактивный биплан в сельском хозяйстве. Им являлся польский самолёт WSK-Mielec M-15. Однако, честно говоря, я немного поторопился с такими выводами.
Дело в том, что до создания Мелец М-15, в Польше уже существовал биплан с турбореактивным двигателем, правда, в сельском хозяйстве он не использовался.
Этим самолётом является переделанный польский Ан-2, получивший обозначение - Lala-1. Его отличительной особенностью является тот факт, что на нем был установлен не только поршневой двигатель, но и турбореактивный.
Lala-1 был разработан в 1971 году на основе сельскохозяйственной версии Ан-2Р. Серийный номер самолёта - no. 1G12832. Обозначение Lala расшифровывалось, как - летающая лаборатория (поль. Latające Laboratorium).
Думаю, вы уже догадались, для каких целей был создан данный вариант! А если ещё нет, тогда объясняю - Lala-1 был построен в рамках создания будущего WSK-Mielec M-15.
Данная летающая лаборатория использовалась для определения влияния реактивной тяги на эффективность сельскохозяйственной техники. Главным инженером данного проекта являлся Jerzeg Swidzinskieg.
Lala-1 оснащался стандартным двигателем АШ-62ИР от самолёта Ан-2, а позади кабины устанавливался турбореактивный двигатель АИ-25, который в будущем устанавливался на Мелец.
Вы спросите: - А зачем вообще в сельском хозяйстве был нужен более мощный двигатель? Дело в том, что сельскохозяйственное оборудование требует для своей работы некоторую мощность. Использование энергии от работы поршневого двигателя было технически сложным, и иногда - малоэффективным. Именно поэтому конструкторы желали облегчить это дело, сконструировав турбореактивный сельскохозяйственный самолёт.
ТРД позволял отбирать воздух из ступени компрессора, что с лихвой хватало для обеспечения работы дополнительного оборудования.
Также, стоит уделить внимание фюзеляжу этого необычного самолёта. Вся передняя часть осталась без изменений, за исключением наличия нового люка с левой стороны, через который по длинной лестнице пилоты могли попасть внутрь. Чуть не забыл упомянуть и наличие воздухозаборника на уровне кабины, который стоял справа. Он отбирал воздух на двигатель АИ-25.
Крыло также осталось без изменений, а вот хвостовая часть явно отличалась от Ан-2. В том районе фюзеляж был полностью переработан. Большая часть грузового отсека была убрана. Оставалось лишь место для двигателя. Хвостовое оперение - Н-образное, его собрали из стальных трубок и концевых пластин, представляющих собой рули направления и подобие киля. Также имелся и руль высоты.
Хвостовая часть, по сравнению с Ан-2 была расположена выше фюзеляжа. Lala-1 впервые осуществил взлёт с использованием Аш-62ИР в феврале 1972 года. В апреле этого же года, летающая лаборатория осуществила взлёт уже с помощью АИ-25.
Многие данные, полученные в ходе полётов, были использованы при строительстве PLZ M-15.
Характеристики
Если вам понравился данный материал, поддержите его пальцем вверх! Советую подписаться на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые публикации!
Смотрите мой новый видео-ролик на YouTube:
Если желаете поддержать меня материально, ниже я оставлю реквизиты на свой кошелёк. Укажите своё имя, чтобы я поблагодарил вас в следующих статьях! Донат - дело добровольное :)