Найти тему

Отсутствие осей на графике как способ заставить «достроить» информацию

Безусловно, отсутствие осей чаще является не средством маскировки информации, а последствием желания дизайнера «облегчить» текст.

Кривая продаж. [1] График взят из  Левитин Дэниел Путеводитель по лжи: Критическое мышление в эпоху постправды [Книга]. - Москва : Манн, Иванов и Фербер. - стр. 44-45.
Кривая продаж. [1] График взят из Левитин Дэниел Путеводитель по лжи: Критическое мышление в эпоху постправды [Книга]. - Москва : Манн, Иванов и Фербер. - стр. 44-45.

На графике представлен пример – кривая продаж. Это вся информация, которая нами получена. Левитин отмечает отсутствие определенной информации, но не анализирует, как это отсутствие влияет на наше восприятие. А происходит наше «достраивание». Если посмотреть на представленный график, то мы видим график продаж с 2010 по 2014 год некой компании, которая демонстрирует уверенный рост.

Чтобы сделать этот вывод, мы незаметно для себя сделали ряд предположений весьма вероятных, но ничем не обоснованных, например:

1. Вероятно, по оси абсцисс (ось Х, горизонтальная ось) расположены годы.

2. Вероятно, если это годы, то интервалы замеров не менялись или не влияют на количество.

3. Вероятно, отрезки годов начинаются в середине одной подписи и заканчиваются в другой. То есть, данные за январь 2010 года где-то находятся над цифрами 10.

4. Вероятно, создатель графика не совершал ошибок и по оси ординат (ось Y, вертикальная ось) измеряются продажи в какой-то одной единице измерения.

5. Вероятно, продажи измеряются в штуках или денежных единицах.

6. Вероятно, компания за это время не меняла свою сферу деятельности и единицы продаж не изменились.

7. Вероятно, инфляция была не сильной и денежные единицы не сильно потеряли в покупательной способности.

Список можно продолжить. Но эти домыслы ничем не подтверждены.

По оси абсцисс могут быть представлены артикулы, табельные номера сотрудников, дни от основания компании и так далее…, а даже если это были годы, риска начала года может находиться не обязательно в середине подписи.

График не плавный, если имеется некая периодичность замеров, то она могла измениться в результате измерений и повлиять на значение продаж.

Если продажи измеряются в штуках, то компания могла поменять сферу деятельности и перестать продавать дорогие товары и уйти на рынок с недорогими товарами с большим оборотом. В конце концов, рост продаж не всегда означает рост прибыли, а не, например, изменение финансовой политики и резкое уменьшение наценки.

Количество продаж может оцениваться по количеству закрытых сделок, а эта цифра ничего не скажет самостоятельно о деятельности фирмы.

Если продажи измеряются в денежных единицах, то необходимо знать в каких и какова инфляция за этот период. И так далее.

Частными случаями отсутствия осей можно считать:

  • отсутствие надписей на осях;
  • отсутствие подписей к графикам.

Таким образом, обычный график должен содержать, помимо интересующей основной информации, информацию дополнительную:

  • оси, на которых проставлена цена деления (значение диапазона);
  • указания, что именно измеряется и в каких единицах;
  • подпись к кривой на графике, если из названия графика не понятно однозначно, что иллюстрирует этот график.

Часто в тексте книги или статьи эта информация указана в описании графика, но современное программное обеспечение и типографские возможности не ограничивают авторов в сложности иллюстративного материала. Особенно важно наличие этой информации в презентационном материале. Поэтому, если в иллюстрации эта информация отсутствует, должен возникать вопрос, стоит за этим дизайнерское решение, недоработка или осознанное сокрытие части информации.