Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Особо опасные…" (СССР, 1980): солидарность зрителей и кинокритиков?

Особо опасные… СССР, 1980. Режиссер Суламбек Мамилов. Сценаристы Эдгар Смирнов, Суламбек Мамилов (по мотивам повести Юлия Файбышенко "Розовый куст"). Актеры: Виктор Жиганов, Николай Сектименко, Анатолий Скорякин, Владимир Вихров, Евгений Стежко, Борис Невзоров, Татьяна Друбич, Лев Дуров, Зиновий Гердт, Тимофей Спивак, Михаил Водяной и др. 24,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Суламбек Мамилов поставил всего пять игровых полнометражных фильмов, из которых только детективу «Особо опасные» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-3

В год выхода этого детектива на экран кинопресса отнеслась к нему с разной степенью критического «накала».

-4

К примеру, журналист Анатолий Макаров (1939-2015) опубликовал в «Спутнике кинозрителя рецензию, где просто в нейтральном ключе описал фабулу ленты (Макаров, 1980: 8-9). Макаров А. «Особо опасные…» // Спутник кинозрителя. 1980. № 4. С. 8-9.

-5

Кинокритик Михаил Левитин (1953-1989) в «Советском экране» лишь чуть-чуть пожурил режиссера и сценаристов «Особо опасных» за недоработки: «Ослабив интерес к собственно детективной интриге, авторы попытались сосредоточить наше внимание на тех нравственных задачах, с которыми сталкиваются их герои. … к сожалению, … авторы не во всем добились значительных результатов. Прежде всего это касается воплощения характеров главных героев, которые оказались недостаточно подробно разработаны драматургически» (Левитин, 1980: 3). Левитин М. По законам справедливости // Советский экран. 1980. С. 2-3.

-6

А вот кинокритик Владимир Ишимов просто-напросто разгромил ленту С. Мамилова: «Персонажи «Особо опасных», увы, оказались фигурами сугубо функциональными, обозначенными теми или иными чертами лишь в назывном порядке, без попытки по-настоящему углубиться в их существо. Фильм вообще изобилует «приблизительностями» и даже прямыми несообразностями. … из таких мелочей складывается ткань фильм. И чем их больше, тем недоверчивее становится зритель, уразумевший, что перед ним работа, шитая белыми нитками, неряшливая, сделанная по готовым штампам и стереотипам» (Ишимов, 1980: 43, 45). Ишимов В. Из готовых блоков // Искусство кино. 1980. № 10. С. 42-49.

-7

С Владимиром Ишимовым был полностью солидарен и кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997), утверждая, что в «Особо опасных» «на экране толпится группа совершенно неинтересных и столь же неразличимых людей, которые обмениваются необязательными репликами и принимают участие в не­обязательной смене эпизодов. Что же касается достоверности обстановки, то созда­тели картины наивно полагают, что она автоматически воссоздается из кусков старой хроники — прием, тоже уже превратившийся, в штамп. … Словом, перед нами еще один случай, когда фильм ставится в надежде, что «ост­рый» сюжет спишет все грехи. Однако он оказывается не в состоянии справиться даже с развлекательной функ­цией» (Ревич, 1983: 97-98). Ревич В.А. Кинодетектив: уголовный розыск и художественный поиск. М.: ВБПК, 1983. 160 с.

Обычно зрители склонны «отбеливать» своих кинолюбимцев от кинокритических «помоев». Но, видимо, это не случай «Особо опасных». Большинство современных зрителей с профессиональной критикой практически солидарны: «В те годы я пропустил этот фильм, и случайно посмотрел его сейчас... Хоть и люблю советские фильмы, пересматривая их постоянно и наслаждаясь гениальной игрой легендарных актёров, но тут, к огромному сожалению, получилась серая халтура! Как можно было собрать такую команду уже заслуженных мастеров и талантливой молодёжи, и слепить нечто невнятное о героических годах нашей истории? Как выразилась Фаина Раневская: «Сняться в плохом фильме — всё равно, что плюнуть в вечность!» (Юджин).

А Вы ещё помните «Особо опасных», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020