Найти тему
Злой дядька

"Я встану к востоку лицом". Граффити из смоленского Собора на Протоке.

В коллекции Новгородского государственного объединённого музея-заповедника имеется участок штукатурки с надписями-граффити.

По музейным сведениям, штукатурка происходит из раскопок Н.Н. Воронина в Смоленске. Воронин начал работать в Смоленске в 1962–1963 годы и исследовал в это время руины памятника на восточной окраине города, названного им Собором на Протоке.

Собор на Протоке был крупнейшей каменной церковью Смоленска эпохи его расцвета. Его строительство датируется концом XII - началом XIII в. Собор просуществовал около ста лет, а в XIV в. уже стоял в руинах. По словам Н. Н. Воронина и П. А. Раппопорта, в ходе раскопок 1960-х годов "нa штукатурке храма обнаружены многочисленные надписи-граффити" . В 1964 году Н.Н. Воронин и Б.А. Рыбаков опубликовали несколько граффити Собора на Протоке. Но не все.

В отчёте Воронова о раскопках говорится: "На южной грани ю-в столба близ перехода в алтарь и против аркосолия и гробницы, на уровне человеческого роста сохранился крайне ветхий кусок штукатурки с большой надписью-граффити, спешно заклеенный и снятый. До съёмки удалось разобрать лишь слова: А БАБА ДЕДА".

На самом деле можно прочесть три надписи на этом куске штукатурки. Первая была прочитана ранее.

Надпись №1
Надпись №1
Прорись надписи №1
Прорись надписи №1

Текст: баба дедъ [ѧ]----(-)

Перед надписью, судя по всему, нарисован крест, который может относиться к данному граффито. Буква после [ѧ] – вероятно, к, з или в. По методике А. А. Зализняка надпись датируется предпочтительно периодом между 1100 и 1280 годами.

А вот ещё две надписи были прочитаны не очень давно.

Надписи №2 и №3
Надписи №2 и №3
Прорись надписей №2 и №3
Прорись надписей №2 и №3

Текст надписи №2: ѧ стан-(-) къ въсто(…)

По методике А. А. Зализняка надпись датируется как "предпочтительно до 1200 года".

Данную надпись, вероятно, следует интерпретировать как фрагмент заговорного текста: ѧ стан(оу) къ въсто(коу …).

Формула стану к востоку лицом (на восток лицом) была широко распространена в заговорах в северной части великорусской территории.

В книге заговоров, записанных в Архангельской области, находится и такой: "Стану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в цистое поле, стану к востоку лицом, к западу хребтом". ("Встану я благословясь…: Лечебные и любовные заговоры, записанные в части Архангельской области"/ Изд. подготовлено Ю. И. Смирновым и В. Н. Ильинской. М., 1992.)

Текст надписи №3: хон-хо--- Хоронь[к]о Киѧсови(…)

Датировка по методике А. А. Зализняка даёт 1300–1320 годы.

Автор надписи, вероятно, трижды начинал писать своё имя, однако ошибался и начинал заново.

Имя Хоронько - сокращённая форма двусоставного имени с первым элементом Хорони-. Известны южнославянские имена Хранимиръ, Храниславъ и т. д. и их сокращение Хранко.

А вот восточнославянские формы этих имён не были известны.

Интересно, что от другого варианта того же имени (Хоронь) образованы названия нескольких населённых пунктов Смоленской земли: посёлков Хоронёво и Нижнее Хоронёво в Шумячском районе и деревни Хоронёв при впадении р. Расты в р. Проню в Славгородском (бывшем Пропойском) районе Могилёвской области Белоруссии, упоминаемой в Дубровенском инвентаре 1560 г. (до Харанова селища) и обозначенной на Плане генерального межевания 1783 г. как д<еревня> Хоронева.

Наличие нескольких топонимов от имени Хоронь на территории Смоленской земли (при том, что нигде более на карте России они не представлены) идеально согласуется со смоленским происхождением описываемых граффити.

Буквосочетание Киѧсови(…), вероятно, является отчеством Киѧсови(ч) от имени Киясъ. Это имя известно по новгородской берестяной грамоте №1000. Тверские бояры Киясовские известны по летописям. Василиса Ивановна Киясовская была супругой великого князя Суздальско-Нижегородского Андрея Константиновича, жившего в середине XIV века.

Имя Киясъ/Кыясъ отразилось также в названиях населённых пунктов в Тверской и Московской областях. Была и деревня Киясова Гора в Рютинском погосте Деревской пятины (согласно писцовой книге конца XV века).

По мнению А. А. Зализняка, имя Кыясъ является тюркским по происхождению.

При написании поста автор активно пользовался статьёй
А.А. Гиппиус, С.М. Михеев
Надписи-граффити смоленского Собора на Протоке из фондов Новгородского музея.
В книге: Вопросы эпиграфики. Вып. VII: Материалы I Международной конференции "Вопросы эпиграфики".