Друзья, обзор керамических и фарфоро-фаянсовых производств Сибири хочу завершить своей статьёй 2013 года и слайдами презентации доклада на конференции в Омске.
Источник: Гольский И.А. Керамика в Сибири. Некоторые наблюдения (на материале выставки «Сибирь–XI») // Восьмые Сибирские искусствоведческие чтения «Искусство и искусствоведение в Сибири». Материалы республиканской научно-практической конференции. Омск, 26-27 октября 2013 года / Науч. редактор и составитель В.Ф. Чирков / Отв. редактор Л.К. Богомолова / Редактор Г.Г. Гурьянова / Перевод на англ. язык К.А. Черкова. – Омск, 2013. – 242 с., ил. – С. 89-90.
Программа конференции: http://sibir.omch.ru/сибирские-искусствоведческие-чтения/
Декоративно-прикладное искусство России в XX века по многим параметрам являло лабораторию языка визуальных искусств. Менее всего идеологически нагруженное декоративно-прикладное искусство в «сосудистой» керамике и «пузырчатом» стекле обладало исключительным правом на эксперимент и вне повествовательности соцреализма. Керамика, оперирующая устойчивым набором форм вертикальных сосудов и горизонтальных чаш, традиционно рассматриваемых в аспекте утилитарной функции, демонстрирует особую форму современного существования – тематическую керамопластику – органичную слитность сосуда со скульптурой. С 1970-х годов это завоевание позиционировалось с особой гордостью, подчёркивая окончательный выход керамики из сферы народного ремесла в выси чистого искусства. Пути исторического развития страны в 1990-е годы несколько ослабили позиции керамики в реестре «знатнейших искусств». Знаковая сибирская керамика, совершенно новое явление в современном искусстве [См.: Малолетков В.А. Три школы в декоративной керамике России 70-90-х годов XX века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сб. науч. трудов. Вып. 3. – М., 2004. – С. 13-16], появилась на фоне общероссийских «мистических» исканий языка древних пракультур, во многом приведших художников к фольклорности и этнографизму, рождению новых архаизированных «матрёшек» в угоду салонному вкусу. Возникла проблема стирания границ между идейным и интерьерным произведением, образом и украшением.
Сибирский смотр 2013 года декоративной керамики в Омске подтверждает актуальность проблемы чистоты искусства в выставочной функции. Оценка «керамической» ситуации усугубляется тем фактом, что на региональной выставке «Сибирь–XI» художник представлен единичными вещами. Отвлечённые объекты вне авторского контекста зачастую продолжают оставаться фоном для милых глазу узнаваемых форм «зверинца» – беспроигрышных котов, рыб и насекомых. Изысканность «насквозь» керамичных объектов борется за зрительское внимание с кичем занятной пластики, использующим керамику только в качестве материала, зачастую при дополнительной нивелировке её материальности в сторону имитации дерева, текстиля, кожи. Возникает ситуация сомнения – скульптура ли это или декоративно-прикладное произведение, – «смешение» этих жанров весьма заметно на выставке.
Экспозиционный раздел «Керамика» представляют произведения 32 авторов из: Омска (1), Томска (1), Новосибирска (3), Барнаула (1), Кемерово (3), Новокузнецка (1), Иркутска (7), Ангарска (1), Братска (2), Красноярска (11), Кызыла (1). Количественный параметр дополнительно подчёркивает ведущее положение и значимость Красноярска, сформировавшего особенное сибирское стилистическое течение в отечественной керамике.
Молодые представители «красноярской школы» – А. Гладкова (Композиция из 4 пластов «Иллюзия») и Н. Мещерякова (Триптих «Пробуждение») на омской выставке демонстрируют высокий профессионализм, уважение к керамике, красоту материала. Это результаты игры с фактурой на простой форме округлого пласта.
При первом же взгляде на эти произведения чувствуешь особое благородство керамики, понимаешь уникальность средств художественной выразительности именно этого материала. Эффектно лёгкое технологичное представление творческого замысла во взаимодействии глины и огня, цветных потёков и переливающихся кристаллов глазури. Равным по достоинству выступает универсальный круг. Простая форма – как глоток свежего воздуха на фоне бесконечного конструктивного эквилибризма керамопластики, тривиального «натурстиля», внешних эффектов неожиданной оригинальности «постмодерна».
Однозначно декоративную композицию представляет Н. Семёнова из Красноярска – это группа из двух предметов «Сумки» (цикл «По лесной тропе»). Пластический образ формируется в обыгрывании сосуда – гончарной данности именно керамиста. Опираясь на качества универсальности полого объёма, предполагающего потенциальное содержание, художник создаёт символическую композицию. Перед нами идеализированный, эмоционально окрашенный, знаковый образ, наделённый ценностным содержанием. Мы видим не сумки как таковые, но прежде всего человека в его жизненной сути – в движении. Вечная триада вопросов: «Кто мы? Откуда? И куда мы идём?». Космичность темы также решается и на технологическом уровне в синтезе керамики и дерева. В воплощении выходящей в пространство пленэрной композиции присутствие природных коряг естественно, они натурны и равноправны. Дерево сообщает искусственной, созданной человеком, керамике свойство природного материала. Думается, композиция «Сумки» представляет музейный интерес.
Интересны отвлечённой символичностью работы из Иркутска и Кемерово. Это композиция «Безмолвие» Т. Ерошенко и декоративная малая пластика из десяти предметов «Острова» О. Кондрашиной.
Авторы мастерски используют чисто керамические возможности создания иллюзии природной натуральности камня. Не ради визуального эффекта, но во благо образа. Мы видим не набор форм, а саму идею – мечту о покое, ощущаем эмоциональное состояние гармонии.
* * * * *
Завершая краткий обзор, субъективно могу выразить сожаление о том, что в целом на выставке «Сибирь–XI» затрудняешься найти произведения современной проблематики и осмысления реалий сегодняшнего дня. Лицом сибирской керамики по-прежнему выступает театр архаики. Но не думается, что таково нынешнее мироощущение художников и общества. Явствует сознательный отказ от художественно-философских обобщений, затаённость, уход в безвременье вечности. Взгляд обращён вспять.
Единственное в экспозиции произведение на тему материнства – депрессивная вариация образа Пьеты – скульптура «Крест» О. Корепановой из Братска, представляющая иконный образ матери, приносящей своё дитя в жертву жестокому миру.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив