Найти в Дзене
Passionate Teaching

О мотивации в изучении языка

Если честно, я не люблю слово «мотивация». По той же причине, по которой не люблю «позитивное мышление» и «феминизм». И «боди-позитив» туда же. Когда красивые, прекрасные понятия растаскиваются направо и налево и привинчиваются к чему бы то ни было, по дороге теряя весь свой смысл и красоту и обрастая коркой шелухи из неадеквата.

Бесконечные коучи, авторы книг, статей, постов и сомнительных семинаров «личностного роста» трясут ей, многострадальной мотивацией, направо и налево, уже и непонятно, что это такое, всё вытрясли, понятно только, что она должна быть у каждого, если он не лузер какой-нибудь. А кто ж хочет быть лузером? В общем, я тоже сегодня потрясу, терять уже нечего.

Пусть будет движущая сила, или то, что заставляет учить язык. Эта самая сила, а также чёткое понимание, зачем оно вообще сдалось, значительно увеличивают шансы преуспеть в освоении английского (да и вообще в освоении всего, правы коучи, что уж).

Любой преподаватель знает: первый вопрос первого урока со студентом (мы сейчас о взрослых) – это «зачем»? И повезло тому преподавателю, если ученик сразу сообщает: надо сдать международный экзамен, надо найти работу в другой стране, выйти замуж за американца (а для этого его найти и поговорить, а то вдруг он не американец), надо получить повышение по службе, то есть прекрасно понимает, почему пришёл на урок. Такие студенты – золотые, мотивированные, да. И прогресс у них видимый.

Но ведь есть и другое. Есть размытое «подтянуть», «а вдруг пригодится» и прочее в том же духе. Таким же размытым будет обучение. Почему? Потому что, если человек не понимает, зачем учит язык, рано или поздно его пыл уйдёт и найдутся более важные дела. Он перестанет выполнять домашнее задание, начнёт пропускать уроки, а на уроках будет сидеть с отсутствующим видом, одним глазом в переписке с друзьями. Я знаю. Я так испанский учу. Но пытаюсь исправиться.

Если вы решили заняться языком и ясного ответа на «зачем?» не видите, я рекомендую начать с него. Чем конкретнее будет этот ответ, тем вероятнее, что дело пойдёт. Если мотивации нет, её нужно найти. Если найти не получается, можно найти другие, более важные и интересные дела. На одном голом и неприкрытом «надо» могут работать единицы. Остальным желательно понимать, почему и для чего надо. Это 50% успеха в освоении языка.