Найти тему
Психолог тоже человек

Как выдерживать злость клиента

Иногда клиент приходит, неся много злости внутри. Эта злость мучает: вызывает психосоматику, напоминает о себе постоянными ожогами и порезами, «насылает» кошмарные сны. Бывает, что клиент подозревает о затаившейся злости. А может, она находится глубоко в Тени.

Иногда все, годами припасенное, выражается в терапии, на нас. Клиенты кричат, говорят о недовольстве, не приходят без предупреждения, обвиняют. И все это неприятно. Что с этим делать и как пережить злость клиента?

Конечно, злость на терапевта — это нормально. Это и признак взросления, и сепарация, и симптом крепнущего Эго. Но это не значит, что мы сидим и радостно хлопает в ладоши, когда на нас извергаются потоки злости. Я прекрасно понимаю, как это обидно, непросто и неприятно. Особенно, когда понимаешь, что все это предназначается не тебе, но ты — самый безопасный объект в жизни клиента. Сначала он потренируется с тобой, а уже потом отнесет злость по адресу. И, скорее всего, в другой форме.

В редких случаях, можно самому провоцировать клиента на выражение злости. Зачем?

  1. Если клиент «застрял» в шоковой травме, и выражение злости поможет прожить сложный период (и почему-то злость не выражается на участников травматического события даже в фантазии);

  2. Если вы понимаете, что клиенту по какой-то причине будет полезно позлиться прямо сейчас, на вас.

Но все же я предостерегу так делать, если вы не уверены, что это полезно. Поверьте, мало не покажется.

Фото: Erik-Jan Leusink
Фото: Erik-Jan Leusink

Как помочь себе пережить злость клиента?

  • Повторять, что на самом деле эта злость не про вас и не для вас. Вы сейчас как бы вешалка для переноса клиента. Он злится на важную фигуру из своей жизни.

  • Не давать переходить границы. Злиться можно по-разному. И важно, чтобы вы чувствовали себя в безопасности.

  • Обсуждать злость с клиентом. Вам обоим это будет полезно.

  • Быть в роли «хорошей мамы» для клиента. Обратить внимание на то, что он может выразить злость на значимую фигуру, и это здорово.
  • Порадоваться вместе с ним.

  • Поддержать себя после сессии. Поделиться трудностями с коллегами. Дать себе выдохнуть после случившегося. Выпить чашку чая или любимого кофе.

Мысленно обнимаю всех специалистов, кто столкнулся со злостью клиентов. Это непростой момент. Но исцеление не всегда бывает приятным. Мы с вами это знаем и готовы поддерживать клиентов даже в такие непростые периоды. Если вы столкнулись со злостью клиента, помните: вы большой/большая молодец! Это признак того, что вы на верном пути.

Конечно, иногда злость выходит деструктивно. Часто пограничные клиенты выражают злость не потому, что она годами копилась внутри, а потому что проверяют устойчивость терапевта. Психотические клиенты выдают аффективные вспышки из-за глубинного экзистенциального ужаса. У повышенной раздражительности могут быть и чисто физиологические причины (например, гипертиреоз). Все эти случаи имеют свои особенности, о которых я когда-нибудь напишу отдельные статьи.

А вы сталкивались с выражением злости от клиентов? Как справляетесь?