Триллер, где реальность постижима не с первого раза
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала соцсетях!
Дорогие друзья, не так давно мы делали материал, в коем анализировали такой элемент киносюжета как амнезия, которая является едва ли не одним из обязательных атрибутов мрачного криминального жанра, более известного как «нуар» (от французского слова «черный»)
Мы не упомянули один из фильмов, где беспамятство становится важной частью сюжета (на самом деле перечислить все фильмы про амнезию фактически нереально). Мы говорим о киноленте 2013 года «Прежде чем я усну». Предполагалось, что её поставит классик криминального и мрачного кино Ридли Скотт - именно он выкупил права на экранизацию романа. Однако затем для постановки был приглашен британский режиссер Роуэн Жоффе, которого мы можем помнить по работе над нео-нуарами 2010 года «Американец» и «Брайтонский леденец». Хотя шировкую известность он приобрел благодаря недавней криминальной драме «Три секунды» («Информатор»). Про оную не писал только ленивый
Однако мрачноватая драма, постепенно переходящая в триллер «Прежде чем я усну» (2013) интересна именно структурой сюжета, поскольку тот опирается на атипичный случай амнезии. Традиционно в нуаре потеря памяти – это разовый акт, так как сказать заявка действия. А главный герой мучительно вспоминает либо «кто я?», либо «где я?». Иногда эти вопросы совмещены.
Структуру криминального беспамятства поломал Крис Нолан в своем выдающемся триллере «Помни» (2000). Амнезия показана как затяжной, почти тиражный процесс, который меняет восприятие реальности. Действительность почти всегда безвестна протагонисту и он вынужден ориентироваться на подсказки, которые делает сам для себя
Именно тиражируемость процесса «познания себя» положена в основу сюжета рассматриваемого нами фильма. Главная героиня, просыпаясь каждое утро, не помнит ни себя, ни того, что с ней произошло ранее. Каждый раз она становится «чистым листом» и познание окружающего ей мира становится своего рода «печальным приключением». Это нечто вроде комедийного фильма «Пятьдесят первых поцелуев», только на криминальную тематику. Или с позволения, «День сурка» наоборот.
Почему наоборот? Потому что время идет, а сознание главной героини (в исполнении Николь Кидман) замерло на одном месте. В «Дне сурка» напротив, время стоит на месте, но запас знаний главного героя множится. То же самое можно сказать, например, про криминальный сериал «Новый день» (2006)
Справиться со стоящей перед героиней задачей позволяют две вещи. Ежедневные звонки лечащего её врача. И каждодневные записи, которые она делает на фотокамеру (отнюдь не видеокамеру, как утверждают некоторые рецензии). Но каждый день превращается заново в головоломку. Своего рода бесконечный «сизифов труд»
Героиня одержима лишь одним моментом – надеждой, что к ней вернется память. И вот здесь её поджидают неприятные сюрпризы. Оказывается, атипичная амнезия стала не следствием аварии, как утверждает супруг, а жесткого нападения, случавшегося в промзоне, расположенной близ аэропорта. Вспышки воспоминаний дают какие-то шокирующие обрывки воспоминаний
Опять же выясняется, что супруг прячет от Кристин некоторые вещи. Он утверждает, что делает этого для того, чтобы не шокировать, не будоражить её больной и травмированный мозг неприятными воспоминаниями. Но так ли это на самом деле? Кристин совершенно ни в чем не уверена. А записи в памяти фотоаппарата всё множатся и множатся. Какой именно из них доверять? Некоторые противоречат друг другу.
Фильм напоминает своего рода компьютерную игру, нечто вроде квеста, которую вам вместе с главной героиней приходится из раза в раз проходить заново. Нельзя остановиться, «записаться» на каком-то фрагменте, дабы в случае ошибки «вернуться» и «двинуться в другую сторону». Каждое утро приходится начинать с нуля. И эта монотонность способна взывать приступ паранойи. Причем, не у Кристин, ибо она опять ничего не помнит, а у зрителя – тот-то сохраняет все прошлые «побуждения»
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»