Найти в Дзене
Интересная техника

Как советский ас И. Н. Кожедуб сбивал американские самолеты

Истребитель Ла-7 трижды героя СССР И. Н. Кожедуба
Истребитель Ла-7 трижды героя СССР И. Н. Кожедуба

На фронт Иван Никитич Кожедуб попал в 1943 году, и за это время на свой счет он успел записать 62 сбитых немецких самолета. Однако не все знают, что в эту официальную статистику не попали как минимум несколько американских самолетов, которые будущий маршал авиации сбил в конце Великой Отечественной.

Первые два североамериканских «Мустанга» P-51 Иван Никитич «приземлил» в апреле 1945 года. В этот день советский ас заметил в небе пару немецких «мессеров», преследовавших американский бомбардировщик B-17. Кожедуб быстро отогнал их очередью из ШВАК, но отставшие было истребители прикрытия «летающей крепости» с дистанции около километра вдруг открыли огонь по советскому самолету.

Ла-7 тут же выполнил переворот полупетлей и, быстро сблизившись, атаковал крайний американский «Мустанг». Как описывает сам Кожедуб, в фюзеляже P-51 что-то взорвалось, он запарил и со снижением пошел в сторону нашего аэродрома. Второму американцу «повезло» значительно меньше - снаряды авиационной пушки советского истребителя легли очень удачно - «мустанг» взорвался прямо в воздухе.

Первый же сбитый Кожедубом американский истребитель смог приземлиться на советской территории. В кабине находился здоровенный, как сейчас принято говорить, афроамериканец, и на вопрос: «Кто его сбил?», ответил : «Фокке-Вульф с красным носом». Видимо, не поняли тогда американцы, с кем имеют дело.

Еще одна знаменательная встреча с «союзниками» произошла накануне Дня Победы 6 мая 1945 года. В тот день в советскую зону вошла группа «летающих крепостей» B-17 с истребителями прикрытия. Советские летчики пытались развернуть американцев близкими очередями трассеров, но те лишь огрызались огнем из пулеметов. Пришлось стрелять на поражение. За 20 минут боя Кожедуб лично сбил три «крепости».

В ходе уже Корейской войны 1950-1953 года Иван Никитич Кожедуб в течение 10 месяцев командовал 324-й истребительной авиадивизией. Знаковый воздушный бой случился 12 апреля 1951 года, когда вся ее истребительная авиация - менее полусотни МиГ-15 была поднята на крыло при отражении атаки на стратегически важный мост через реку Ялуцзян. Со стороны американцев в этом бою участвовало 48 бомбардировщиков B-29A и сотня истребителей F-80 и F-84.

Советский МиГ-15
Советский МиГ-15

Бой длился всего 9 минут, в течение которых советские летчики сбили 12 «суперкрепостей» и еще 5 истребителей, не потеряв при этом ни одного собственного МиГа. Американцы прозвали этот день «черным четвергом» и примерно на 3 месяца остановили все полеты бомбардировочной авиации над Кореей. Официально считается, что Кожедуб в воздушных боях корейской войны личного участия не принимал.