Если уж рассуждать про успех, то выходит, что нет никаких критериев успешности, кроме тех, которые заложены в нашей голове. А их на мой взгляд два основных. Первый продиктован нам социумом и включает в себя нехитрый набор из работы, квартиры, машины, жены и детей. А вот со вторым набором все гораздо интереснее….
В процессе эволюции случилось так, что каждый человек борется за доминирование в свое группе. Этакая пожизненная игра в «царя горы». Но поскольку никаких четких параметров для победителя нет, то по умолчанию принимается большинством два основных критерия признания победителем, - это власть и деньги. Но в таком случае победителей очень мало, а в игру надо играть всем.
Тогда те, кому не удалось взобраться на самые вершины пирамиды власти и денег, придумывают свои критерии победы, более подходящие под их ситуацию. И надо ли говорить о том, что они в своей категории близки к собственной вершине. Например, кто не женился, тот утверждает, что самый умный и хитрый и знает женский пол избегает брачных уз, потому что женатый мужчина – олень и подкаблучник или потому что брак скука смертная, или что-то еще… Кто женился, утверждает, что лучше в браке, потому что есть и семья, и дети, и стабильность, и горячий борщ на обед, и надежда на стакан воды в старости. Кто-то не добился в жизни многого в финансовом плане, зато у него отменное здоровье, а у кого- то есть деньги, а со здоровьем не очень… Попробуй, угадай, кто успешнее… Поэтому нам так важно знать, например, критерии среднего класса в России. Чтобы знать, добился я среднего значения в жизни (молодец, самореализовался), или значительно выше среднего (смотрите, какой я молодец, я превзошел всех) или я ниже среднего класса (в этой стране добиться чего-то стоящего невозможно). И так далее и тому подобное.
Самое интересное, что и эти рассуждения мало чего стоят. Посудите сами, успешность каждого отдельно взятого человека, это вопрос сравнения. Не будем забывать, что контекст определяется фоном. Если у вас хорошее настроение и вы чувствуете себя «на коне», то вы неосознанно подбираете и сравниваете себя с людьми из вашего окружения нынешнего или прошлого, которые, как вы считаете, живут менее успешно, чем вы. Естественно, как они на самом деле живут и чувствуют себя, вы, конечно, не знаете точно. Берется какая-то известная часть информации, что-то выкидывается, что-то сочиняется, при этом сравнение идет же безусловно в заданных вами параметрах… И вуаля, вы – победитель, успешный по жизни человек… Не тварь дрожащая, а право имеете)….
Потом приходит плохое настроение или реальность задает свои изменения и приходит новая мысль. «Смысл равняться на слабых? Надо равняться на сильных! Ах, время уходит, а я не стал великим/богатым/знаменитым/не вышла замуж/женился не на той». Здесь из кустов появляются всякие шаманы и жулики, которые рассказывают всякие мотивирующие штуки, продают чудо-курсы, предлагают вложиться в верное дело, где можно не работать и получать очень высокий пассивный доход. И вы-таки опять правы… Сравнили себя с другими, скорее всего медийными персонами, которых вынесли на всеобщее обозрения чудо-мотиваторы. Послушали их речи цветастые, они это умеют, это их хлеб. За ваши же деньги вас унасекомили, вогнали в жуткие комплексы и оставили с ними наедине… Особенно интересно наблюдать подобные маркетинговые схемы со стороны.
1. Постановка проблемы (твоя жизнь - говно… куча доказательств)
2. Но ты можешь жить лучше, счастливее (предъявляются доказательства того, как хорошо и счастливо живут люди…).
3. Предлагается решение проблемы, естественно с помощью людей, ответственных за постановку проблемы. Только купив, приобретя, выйдя замуж, поехав в путешествие и прочее, ты наконец-то станешь….. (вставляйте, кому чего не хватает).
4. Деньги в кассу мотиваторов.
5. Попытки сделать то, чего никогда не хотелось на самом деле и закономерное фиаско.
6. Жизнь кажется еще хуже, потому что не справился, не смог…
7. И по-новой…)))
Сразу оговорюсь, что я только за развитие любого человека и за повышение уровня и продолжительности жизни. Но на мой взгляд, есть большое отличие между, назовем это так «здоровым запросом на изменения», когда вся жизнь худо-бедно балансируется и резкими перекосами в ту или иную сторону. Особенно, когда модель успеха навязывается социумом или медиа. Во всех нас еще с детства живут иллюзии. Что еще чуть-чуть и мы станем счастливыми и любимыми. Стоит только для этого приобрести какую-то вещь, пройти мотивационный тренинг или открыть собственный бизнес (перестань быть рабом – стань хозяином своей жизни. Работа от слова РАБ). Однако торговцы иллюзиями либо банально врут, либо сильно искажают действительность, замалчивая одни факты и выпячивая другие. Либо делают монтаж: кто-то открывает бизнес в гараже, потом в него никто не верит, потом в него начинают верить, потом в жизни героя сложности, которые он успешно преодолевает. И вот он уже миллиардер с яхтой и молодой женой)).
Здоровый запрос на изменения, на мой взгляд, формируется из внутренней потребности каждого человека. Потребности, которые формируются исходя из воспитания в детстве и прожитого опыта. И у каждого эти потребности разные, если вычесть базовые, конечно.
Если перенести эти утверждения в бизнес, которым я занимаюсь много лет, то я заметил, что каждая компания отражает все черты характера ее основателя. Отыгрывает все его амбиции и неврозы. Поэтому даже на одном рынке все компании разные. Разница бизнес-моделей как раз и обусловлена разницами в характерах управляющих собственников и разными целями компании. Особенно это заметно в малом и среднем бизнесе, где роль и фигура собственника играет доминирующую роль. Для многих собственников успешных предприятий, с которыми я встречался в своей жизни, прибыльность была лишь одним из элементов успешности. Более того, люди, пошедшие в бизнес исключительно ради денег и занимающиеся всем, что приносит быстрые деньги, в основной своей массе быстро разорялись. Почему? Кто хочет все и сразу получает ничего и надолго.