Найти тему

Полярная станция "ВОСТОК"

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Станция, расположенная в Центральной Антарктиде, у двух полюсов – Южного геомагнитного и Полюса холода, сама по себе явление уникальное. При ее постройке никто не мог предполагать, что прославится она еще и тем, что под почти четырех километровой толщей льда находится пресноводное озеро, обнаружение которого станет одним из крупнейших географических открытий XX века.

16 декабря 1957 года станция "Восток" вступила в строй. С момента открытия на станции "Восток" начались постоянные комплексные метеорологические и аэрологические наблюдения. Позднее к ним добавились вертикальное зондирование ионосферы, геомагнитные измерения, наблюдения за полярными сияниями, измерение содержания озона и спектральной прозрачности атмосферы, наблюдение за космическими лучами и медицинские исследования.

Несколько раз станция, по разным причинам, была законсервирована –в 1962, 1996 и 2005 годах. Помимо тяжелых климатических условий, в частности крайне низких температур, отличительной чертой Востока являются сильная нехватка кислорода и низкий уровень давления, что вызывает приступы горной болезни. Именно, поэтому здесь находится один из испытательных полигонов для космической медицины.

На станции Восток 21 июля 1983 года была зарегистрирована самая низкая на планете температура –89,2º.

Воздух здесь в 10 раз суше, чем в Сахаре, а уровень давления в два раза ниже нормы, в среднем 400 мм ртутного столба.

фото из книги "Русская Антарктика. 200 лет. История в иллюстрациях"
фото из книги "Русская Антарктика. 200 лет. История в иллюстрациях"

В ходе работы 27-й Советской Антарктической Экспедиции (САЭ) в 1982 году на "Востоке" произошли драматичные и трагические события. В начале зимовки с разницей в две недели были эвакуированы два сотрудника, которые не смогли пройти адаптацию. Причем жизнь второго из них буквально висела на волоске – он нуждался в срочном помещении в барокамеру. Но по метеорологическим условиям полет на "Восток" в это время был уже невозможен (температура достигала –70–72 ºС). Ответственность взял на себя командир авиаотряда – известный полярный летчик Е. Д. Кравченко. При посадке на аэродром "Востока" самолет даже не глушил двигатели, так как иначе взлететь бы не смог. Благодаря самоотверженности и высочайшему мастерству пилотов, вынужденных пойти на нарушение всех возможных норм и правил, полярника удалось спасти.

В том же году на станции произошло еще одно несчастье. В ночь на 13 апреля сгорело помещение дизельной электростанции. При пожаре погиб старший механик А. Карпенко. Станция оказалась полностью обесточена. Температура воздуха была –80 ºС. Спасательная операция была невозможна, так как с 15 февраля по 15 ноября ни один самолет прилететь в район "Востока" не мог. По словам начальника Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Валерия Владимировича Лукина, проще было организовать эвакуацию человека с Международной космической станции. Казалось, что оставшиеся в живых полярники обречены на гибель. Но один из них вспомнил, что на буровой хранился небольшой списанный дизель-генератор. Его удалось найти и ввести в строй. Энергии хватило на то, чтобы заработали рация и одна лампочка. Оставшиеся на зимовку для экономии тепла стали жить все вместе в помещении кают-компании. Для обогрева использовали печки-капельницы, для освещения – свечи. Несмотря на более чем экстремальные условия, продолжались (пусть и в ограниченном объеме) научные наблюдения. Через восемь месяцев из "Мирного" пришел санно-тракторный поезд со сменой зимовщиков и новой дизельной электростанцией.

В ближайшее время станцию "Восток" ожидает капитальная модернизация. В 2024 году в эксплуатацию планируют ввести новый зимовочный комплекс, состоящий из пяти модулей.

-3

Пять модулей общей площадью 2,5 тысячи кв.м обеспечат комфорт для жизни и работы на станции. В них разместятся зона для жилья и отдыха, лаборатория, электростанция и гараж. Этот масштабный проект реализуется с привлечением частных средств инвестора - председателя правления компании «НОВАТЭК» Леонида Михельсона, эти средства были направлены на разработку проекта и изготовление модулей зимовочного комплекса. За счет федерального бюджета выполняются морские и внутриконтинентальные перевозки оборудования и строительных конструкций, монтаж модулей. Логистика перевозок сложная - сначала груз доставляется морем на станцию «Прогресс», затем санно-гусеничным походом на станцию «Восток». Ведет эти работы Арктический и Антарктический НИИ Росгидромета.

Издательство «Паулсен» в течении 3 лет будет работать над книгой о реконструкции станции. Наш автор Ольга Стефанова уже приступила к работе и собирает уникальный материал о строительстве первых компонентов моделей.

Мы обязательно будем делиться с вами самыми интересными новостями о реконструкции станции «Восток», подпишитесь на наш канал!

Об уникальном озере "Восток" Вы можете прочитать здесь.

-4

Читайте об открытии Антарктиды!

28 января 1820 года русская кругосветная военно-морская экспедиция под командование Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева достигла побережье Антарктиды. Этот день вошел в историю как день открытия Антарктиды. К этому знаменательному 200-летнему юбилею в издательстве "Паулсен" вышла книга "Русская Антарктика. История в иллюстрациях". Автор книги- Никита Кузнецов.

издательство "Паулсен"
издательство "Паулсен"

Читайте книги об Арктике и Антарктике!

Все книжные новинки на сайте издательства www.paulsen.ru.